Психодиагностика, ее методы и задачи


Психодиагностика, ее методы и задачи

Сущность психодиагностики

Определение 1

Психодиагностика – это научная дисциплина, которая объединяет семиотический, деонтологический, технический и логический компоненты осуществления практической деятельности по изучению индивидуально-психологических различий, а также теоретической основы для разработки диагностического инструментария.

Каждый компонент психодиагностической дисциплины направлен на получение конечного результата в виде психологического диагноза, как вывода об актуальном состоянии объекта исследования, прогноза его динамики и разработки рекомендаций по коррекции/развитию объекта.

Семиотический компонент представлен знаниями об объекте исследования, его проявлениях в норме и патологии. Деонтологический компонент направлен на регламентацию поведения психодиагноста, для обеспечения максимальной эффективности исследования.

Технический компонент выражается в самих методиках исследования и требованиях к их использованию, а также разработке. Логический компонент реализуется через диагностическое мышление психолога практика и интуицию, при интерпретации результатов.

Психодиагностика представляет собой как теоретическую, так и прикладную область психологического знания. Теоретическая часть психодиагностики ставит своей целью создание психологический теорий, описаний тех или иных индивидуальных качеств, и разработку соответствующих методик для их измерения. При этом методики должны измерять именно те качества, которые выделены в рамках общепсихологической теории, т.е. быть валидными и надежными.

Определение 2

Валидность – это комплексная характеристика методики, которая включает в себя способность измерять именно то качество, на которое методика направлена, а также делать это эффективно.

Прикладная психодиагностика реализуется непосредственно через организацию о осуществление процесса диагностического исследования, а также интерпретацию его результатов. Прикладная психодиагностика может решать, как общие вопросы, связанные с измерением основных психологических свойств, так и специальные в рамках узкой отрасли психологической науки.

Методы психодиагностики

Психодиагностика обладает широким набором исследовательских методик, которые можно классифицировать в зависимости от подхода к процессу диагностики в рамках которого они создавались:

  • Объективный подход – предполагает измерение психологических переменных во время решения респондентом специально организованной задачи.
  • Субъективный подход – предполагает изучение представлений респондента о самом себе, своих индивидуально-психологических свойств.
  • Проективный подход – предполагает изучение продуктов деятельности респондента, как проекций его внутреннего мира.

В рамках объективного подхода разрабатываются такие диагностические методики как тесты. Тест представляет собой стандартизированную методику, направленную на измерение индивидуально-психологических особенностей личности, благодаря оценке правильности и хода решения заданий теста. Задания теста как правило имеют варианты ответов и соотносятся с определенными шкалами, а результат диагностики представлен количественно и сопоставляется с тестовыми нормами. Интерпретация теста формализована и привязана к полученным результатам.

В рамках субъективного подхода основным методом выступает личностный опросник. Также, как и тесты, опросники содержат определенный перечень вопросов-заданий, которые также объединяются в шкалы, для количественной оценки степени выраженности признака. Однако задания опросников не воздействуют напрямую на исследуемое качество, а сосредоточены на изучении собственных представлений личности о своих качествах, свойствах и особенностях.

В рамках проективного подхода применяются проективные методики. В них реализуется механизм проекции, когда в процессе творческой деятельности респондент неосознанно переносит свои внутренние переживания, мотивы, конфликты, ценности на продукт собственной деятельности. Продукт выступает своеобразным отражением личности респондента и является крайне информативным источником. Однако интерпретация проективных методик предъявляет значительно более высокие требования к психодиагносту в сравнении с опросниками и тестами, так как результаты исследования не могут быть выражены количественно, и психолог сам выявляет содержательные характеристики личности и устанавливает связи между ними.

Задачи психодиагностики

Психодиагностика представляет собой многокомпонентную дисциплину и в зависимости от точки ее рассмотрения меняет характер задач. Комплексно психодиагностика направлена на решение двух основных задач, таких как выявление индивидуально-психологический отличий между индивидами и группами индивидом, а также разработка диагностического инструментария, направленного на измерение этих различий. Более конкретно данные задачи раскрываются в частных задачах теоретической и прикладной психодиагностики. Теоретическая диагностика ставит перед собой следующие задачи:

  1. Разработка методических критериев создания диагностики
  2. Разработка методик (конкретных инструментов), их проверка
  3. Формализация диагностических показателей (для сопоставления разных методик)
  4. Разработка методических рекомендаций по подготовке высококвалифицированных диагностов
  5. Описание индивидуально-психологических различий, их нормальных проявлений и патологических симптомов

Задачи теоретической психодиагностики лежат в области создания научных основ на которые опирается практическая деятельность и их соотнесение с общепсихологической теорией.

Прикладная психодиагностика направлена непосредственно на изучение психики и ее проявлений, при этом решаются следующие задачи:

  1. Диагностическое исследование интеллектуально-познавательной сферы, изучение высших психических функций.
  2. Диагностическое исследование эмоционально-волевой и мотивационной сферы, изучение иерархии мотивов и потребностей личности.
  3. Диагностическое исследование особенностей личности, изучение ценностей и направленности личности, самооценки, характера.
  4. Диагностика профессиональных способностей, склонностей и интересов.
  5. Диагностическое исследование психологического климата коллектива.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :