Психодиагностика – это научная дисциплина, которая объединяет семиотический, деонтологический, технический и логический компоненты осуществления практической деятельности по изучению индивидуально-психологических различий, а также теоретической основы для разработки диагностического инструментария.
Каждый компонент психодиагностической дисциплины направлен на получение конечного результата в виде психологического диагноза, как вывода об актуальном состоянии объекта исследования, прогноза его динамики и разработки рекомендаций по коррекции/развитию объекта.
Семиотический компонент представлен знаниями об объекте исследования, его проявлениях в норме и патологии. Деонтологический компонент направлен на регламентацию поведения психодиагноста, для обеспечения максимальной эффективности исследования.
Технический компонент выражается в самих методиках исследования и требованиях к их использованию, а также разработке. Логический компонент реализуется через диагностическое мышление психолога практика и интуицию, при интерпретации результатов.
Психодиагностика представляет собой как теоретическую, так и прикладную область психологического знания. Теоретическая часть психодиагностики ставит своей целью создание психологический теорий, описаний тех или иных индивидуальных качеств, и разработку соответствующих методик для их измерения. При этом методики должны измерять именно те качества, которые выделены в рамках общепсихологической теории, т.е. быть валидными и надежными.
Валидность – это комплексная характеристика методики, которая включает в себя способность измерять именно то качество, на которое методика направлена, а также делать это эффективно.
Прикладная психодиагностика реализуется непосредственно через организацию о осуществление процесса диагностического исследования, а также интерпретацию его результатов. Прикладная психодиагностика может решать, как общие вопросы, связанные с измерением основных психологических свойств, так и специальные в рамках узкой отрасли психологической науки.
Психодиагностика обладает широким набором исследовательских методик, которые можно классифицировать в зависимости от подхода к процессу диагностики в рамках которого они создавались:
В рамках объективного подхода разрабатываются такие диагностические методики как тесты. Тест представляет собой стандартизированную методику, направленную на измерение индивидуально-психологических особенностей личности, благодаря оценке правильности и хода решения заданий теста. Задания теста как правило имеют варианты ответов и соотносятся с определенными шкалами, а результат диагностики представлен количественно и сопоставляется с тестовыми нормами. Интерпретация теста формализована и привязана к полученным результатам.
В рамках субъективного подхода основным методом выступает личностный опросник. Также, как и тесты, опросники содержат определенный перечень вопросов-заданий, которые также объединяются в шкалы, для количественной оценки степени выраженности признака. Однако задания опросников не воздействуют напрямую на исследуемое качество, а сосредоточены на изучении собственных представлений личности о своих качествах, свойствах и особенностях.
В рамках проективного подхода применяются проективные методики. В них реализуется механизм проекции, когда в процессе творческой деятельности респондент неосознанно переносит свои внутренние переживания, мотивы, конфликты, ценности на продукт собственной деятельности. Продукт выступает своеобразным отражением личности респондента и является крайне информативным источником. Однако интерпретация проективных методик предъявляет значительно более высокие требования к психодиагносту в сравнении с опросниками и тестами, так как результаты исследования не могут быть выражены количественно, и психолог сам выявляет содержательные характеристики личности и устанавливает связи между ними.
Психодиагностика представляет собой многокомпонентную дисциплину и в зависимости от точки ее рассмотрения меняет характер задач. Комплексно психодиагностика направлена на решение двух основных задач, таких как выявление индивидуально-психологический отличий между индивидами и группами индивидом, а также разработка диагностического инструментария, направленного на измерение этих различий. Более конкретно данные задачи раскрываются в частных задачах теоретической и прикладной психодиагностики. Теоретическая диагностика ставит перед собой следующие задачи:
Задачи теоретической психодиагностики лежат в области создания научных основ на которые опирается практическая деятельность и их соотнесение с общепсихологической теорией.
Прикладная психодиагностика направлена непосредственно на изучение психики и ее проявлений, при этом решаются следующие задачи: