Проблемы психодиагностики


Проблемы психодиагностики

Сущность психодиагностики и причины проблем ее развития

Определение 1

Психодиагностика – это область психологических знаний, являющаяся теоретическим направлением, которое занимается разработкой методов выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей индивида, а также сферу практической деятельности психолога.

Роль психодиагностики, в качестве связующего звена фундаментальных отраслей психологии и практических запросов современного общества, дает возможность рассматривать изучение психодиагностики в качестве дисциплины, а также необходимого условия для подготовки профессионального психолога.

Психологами-практиками ситуация в отечественной психодиагностике обозначена как кризисная. Основными причинами этого можно считать:

  • недостаток профессиональных диагностов в России, которые бы занимались разработкой, адаптацией и стандартизацией тестовых методик;
  • минимальное количество отечественных профессиональных психодиагностических методик, учитывая неоправданное доверие к давно устаревшим зарубежным методикам;
  • психодиагностическая и психометрическая культура психологов-пользователей тестов находится на низком уровне развития;
  • содержание программ обучения психодиагностике – устарело;
  • отрицательное действие практики распространения в свободной продаже психодиагностических методик.
Замечание 1

Чтобы преодолеть этот кризис, разработан ряд организационных мероприятий и содержательных действий, которые требуют активной деятельности целостного психологического сообщества.

Проблемы российской психодиагностики

Первой и главной проблемой психодиагностики в России является отсутствие профессиональных разработчиков методик психодиагностики. Психологи, заинтересованные в разработке новых подходов психологических исследований, создании и стандартизации новых профессиональных методик психодиагностики, а также способов проверки методик на валидность и надежность. К таким ученым нельзя отнести разработчиков одной методики, которая была разработана с целью исследования кай-либо конкретной проблемы.

Для того, чтобы преодолеть проблему подготовки профессиональных психодиагностов, во-первых, необходимо ввести в вузах магистратуру с таким содержанием обучения. Во-вторых, можно обратиться в Министерство образования и науки с предложением о введении в число направлений в аспирантуре по специальности «Психодиагностика». В-третьих, психологическое сообщество должно поставить перед ВАК вопрос о возвращении в число научных специальностей направления «Дифференциальная психология и психодиагностика», чтобы легализовать защиту по проблемам психодиагностики.

Вторая проблема очень тесно связана с первой – это недостаток полноценных психодиагностических методик, разработанных в РФ. То есть, это методики, которые могли бы конкурировать с известными современными методиками.

Эта проблема осложняется неоправданно высоким доверием отечественных психологов к любым зарубежным методикам, особенно брендовым. Например, шкале Векслера, методике Розенцвейга и пр. Проблемы работы по этим методикам можно объяснить тем, что в 50-60-х годах, когда эти методики попали в СССР, они были переведены не всегда точно и не всегда специалистами в этой области. Тесты были не адаптированы или заново проверены на валидность и надежность. Фактически, все эти методики не были стандартизированы. К сожалению, большая часть психологов использует эти методики, даже не зная о том, что методики не были стандартизированы, так как в отечественных учебниках по психодиагностике все эти методики распропагандированы.

Уже давно следует отказаться от использования этих методик. За рубежом используют 3 и 4 поколение модификаций этих методик, которые отличаются от первоначальных вариантов и составом субтестов, и содержанием заданий и вопросов в субшкалах.

Замечание 2

Большинство зарубежных методик, которые в России много лет в ходу, нельзя использовать, так как они контрафактны. Издатели уже не имеют на них никаких прав.

Еще одна группа проблем затрагивает обеспечение личностных прав индивидов, которые подвергаются диагностированию, то есть обеспечение тайны личности, конфиденциальности и сообщение результатов диагностирования. Таким образом, если диагностику проводят с целью экспертизы, психолог не может использовать результаты диагностики в интересах учреждения, если клиент не дает своего согласия на это. Но согласие должно быть осознано, должно быть получено при условии, что испытуемый будет осведомлен о целях и способах употребления результатов его диагностики.

Высказывается предложение о подготовке этического кодекса психолога-психодиагноста. До последних лет психологи практически не затрагивали морально-этическую проблематику. Частично это можно объяснить неразвитой системой психодиагностики в России, ее относительно недавним возрождением, из-за чего многие вопросы в ней не рассматриваются и не решаются, а только постепенно обсуждаются.

Второй причиной можно назвать отсутствие достаточного числа профессиональных психодиагностов, которые дорожат профессией психолога и стремятся к поднятию престижа прикладной психологии. Огромное количество случайных людей, которые занимают должности психологов без каких-то оснований для этого, и которые бросают тень на психологию своей активностью сомнительной квалификации, не только не видят необходимости этических вопросов работы психолога, но и не заинтересованы в их решении, а квалификационные вопросы практикующего психолога должны быть вынесены на первое место.

Между тем, для предотвращения неправильного употребления методик психодиагностики и ошибок в диагнозах, следует соблюдать некоторые предосторожности, которые затрагивают как сами методики, так и тех, кто занимается созданием, распространением и применением этих методик. Поэтому основные проблемы этической стороны психодиагностики актуальны для нашей страны.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :