Психодиагностика – это сфера психологического научного знания, которая отвечает на вопросы измерения индивидуально-психологических качеств и разрабатывает теории, принципы и инструменты для осуществления данного измерения.
Психодиагностика выступает одновременно как теоретическая и как прикладная дисциплина. Теоретическая психодиагностика занимается в первую очередь принципами и методами разработки валидного и надежного диагностического инструментария. При этом большое значение имеет тот факт, что переменные – внешние проявления психической деятельности, которые измеряются при помощи методик, имели не только диагностическую ценность, но и были включены в существующие теоретические концепции психологического знания, т.е. отвечали запросам науки.
Теоретическая психодиагностика отвечает не только на вопросы что и как измерять, но также регламентирует момент интерпретации получаемых данных, а именно их содержательное значение, границы применимости, прогностическую ценность.
Прикладная психодиагностика ставит перед собой задачи непосредственного исследования индивидуально-типологических особенностей личности по самым разным направлениям, с помощью диагностического инструментария.
Прикладную психодиагностику подразделяют на общую – направленную на присущие всем людям свойства и качества психического, и специальную.
Общая психодиагностика ставит перед собой задачи изучения интеллекта и познавательных функций человека, его эмоционально-волевой сферы, а также личностных особенностей, таких как характер или иерархия мотивов и ценностей.
Специальная психодиагностика исследует психику в специфических условиях и проявлениях, и наиболее часто применяется в рамках клинической, педагогической, юридической, военной и других узкоспециализированных отраслей психологии.
Принято выделять четыре компонента из которых складывается психодиагностика:
Семиотический компонент представляет собой знания о психологическом свойстве или качества и его признаках в норме, а также симптомов его патологического состояния. Наибольшее значение семиотический компонент приобретает в рамках дисциплин патопсихологического и клинического профиля. В клинической психодиагностике накоплен обширный материал описания симптомов отклонений различных психических функций, а сама диагностика направлена в первую очередь на выявление этих признаков.
Деонтологический компонент регламентирует взаимоотношения психолога-психодиагноста и респондента в процессе обследования. Личность исследователя, его поведение, внешний вид могут оказать значительное влияние на эффективность диагностического исследования, равно как и установки и состояние самого обследуемого. Наибольшее значение деонтологической компонент приобретает при использовании качественных методов исследования, таких как беседа или проективные методики, а также в педагогической деятельности и профотборе, когда обследуемый имеет мотивацию исказить результаты исследования в свою пользу, предстать в более «выгодном свете».
Технический компонент реализуется посредством конкретных указаний и требований как к самому диагностическому инструментарию и правилам его применения, так и к процессу разработки, стандартизации, адаптации методик, повышения их валидности и надежности. Именно техническому компоненту в настоящее время уделяется наибольшее внимание, что детерминируется возрастающими потребностями общества и науки в новых диагностических инструментах, а также повышении требований к их качеству.
Логический компонент направлен на описание психодиагностического процесса и интерпретацию его результатов. Он включает в себя логическое мышление практического психолога и интуицию, как инструменты для выстраивания полноценной картины внутреннего состояния респондента, на основании внешне диагностируемых признаков. В постановке психологического диагноза важным моментом является преодоление диагностических ошибок, связанных с предвзятой позицией самого исследователя или респондента, несовершенством методики, фрагментарностью знаний о предмете исследования. В связи с этим логический компонент предъявляет особые требования к остальным структурным компонентам психодиагностики.
Психодиагностика, как сфера психологического знания, включает в себя как теоретический, так и прикладной компонент, каждый из которых характеризуется собственным набором принципов, отвечающих его специфике.
Для теоретической психодиагностики характерно использование общепсихологических принципов:
Принцип отражения обуславливает необходимость точной и адекватной формулировки диагностических заданий, так, как только в этом случае респондент сможет отрегулировать свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями, и методика даст необходимый результат.
Принцип развития закладывает требование изучения психологического свойства, на всем протяжении его существования от зарождения до инволюции, что обеспечит наилучшее понимание актуальных процессов в психике респондента, а также соотнесения получаемых результатов с соответствующими возрастными нормами.
Принцип единства сознания и деятельности гласит, что психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, что обуславливает возможность изучения психики по результатам ее деятельности. Личностный принцип детерминирует целостный подход к изучению отдельных психический свойств, с учетом структурных взаимосвязей с другими качествами личности.
Принципы прикладной психодиагностики направлены на особенности процесса осуществления диагностического исследования. Принцип профессиональной компетентности указывает, что методики должны использоваться профессионалами, которые имеют соответствующие навыки для их применения и интерпретации.
Принцип конфиденциальности предполагает неразглашение личных данных респондента третьим лицам без согласия последнего. Принцип комплексной диагностики обуславливает необходимость целостного подхода к личности обследуемого, выявления наиболее полной картины его психической жизни.