Клиническая психодиагностика


Клиническая психодиагностика

Клиническая психодиагностика: что это?

Определение 1

Клиническая психодиагностика – это совокупность методов, которые применяются с целью исследования больного человека.

В отличие от общей психодиагностики, клиническая психодиагностика направлена на:

  • обнаружение отклонений психики от нормы;
  • изучение не только особенностей личности, но и некоторых других психических явлений, к которым относятся состояния сознания, познавательные, двигательные и эмоциональные процессы и состояния

К целям клинической психодиагностики можно отнести: диагностику психических нарушений – личностных, познавательных и эмоциональных процессов и пр.; обоснование способов компенсировать дефекты и оценку их эффективности.

Замечание 1

Клиническая психодиагностика имеет некоторые ограничения, связанные с клиникой – гуманность, максимальная краткость исследовательской процедуры, использование методов, доступных больным и пр.

Одним из наиболее важных направлений клинической психодиагностики является беседа, имеющая цель получить первичную информацию о психическом состоянии клиента, степень его психической сохранности, что является необходимым для выбора последующей тактики специального психологического обследования.

Методы клинической психодиагностики, наиболее широко применяемые в различных областях клинической психологии, очень разнообразны.

Так, нейропсихология в основном использует методы А.Р. Лурии, которые направлены на изучение высших психических функций и на выявление нейропсихологических синдромов, с помощью них проводится диагностика локальных поражений головного мозга.

В патопсихологии в основном используют методы анализа личности больного, его мотивационной сферы, установок и пр. Эмоциональных состояний личности, сознания – осознания окружающего мира и самого себя. С этой целью разработан ряд проективных тестов и опросников. Например, ТТРД, тест Р. Кеттела, ТАТ, тест Роршаха, когнитивные тесты и пр.

В психосоматике преимущественно используют методы оценки эмоционально-личностной сферы больного, осознание ими болезни, то есть, состояния внутренней картины болезни, особенностей психологической защиты и пр. С этими целями применяют и общие патопсихологические, и специальные методики.

Особенности клинической психодиагностики

Особое место в клинической психодиагностике принадлежит методам, которые применяются в психотерапии и психоанализе с целью выявить скрытые переживания, связанные с острой иди хронической психологической травмой. К таким методам относят метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок и пр. Эти методы, используемые для диагностики неврозов и психосоматических расстройств, а также затруднений при общении и адаптации в обществе.

Впервые предложенные З. Фрейдом методики, направленные на выявление переживаний и действий, которые вызваны неосознаваемыми мотивами. Изучая детей, имеющих нарушения в психическом развитии, клиническая психодиагностика должна проанализировать уровень развития психических функций и личности ребенка, для определения формы существующей аномалии. С этой целью применяются методы, которые были разработаны в детской психологии, нейропсихологии и патопсихологии, например, методы на обнаружение «зоны ближайшего развития», детский ТАТ, детская батарея Векслера и пр.

Особого внимания заслуживают три подхода в клинической психодиагностике, которые конкретизируют ее методы.

  • Объективный подход, при котором осуществление психологической диагностики идет на базе успешности и результативности, а также особенностей выполнения экспериментальных заданий.
  • Субъективный подход – предполагает диагностику, осуществляемую на базе сведений, которые испытуемый сам о себе сообщает, сам характеризует особенности своей личности и поведения в определенных ситуациях.
  • Проективный подход – предполагает диагностику, основанную на анализе особенностей взаимодействия с внешним нейтральным, безразличным материалом, который становится объектом проекции в связи с известной неопределенностью или слабоструктурированностью.

Диагнозы, которые ставятся по результатам клинической психодиагностики, во многом зависят от названных задач психодиагностического исследования и могут быть многоуровневыми.

Выготский Л.С. классифицировал уровни психологического диагноза, которые упорядочены на основании глубины проникновения в состояние испытуемого.

  1. Эмпирический, или симптоматический диагноз, который ограничен констатацией определенного набора симптомов и особенностей, на базе которого выстраиваются практические выводы. Такой диагноз Выготским Л.С. не считался собственно научным, так как только установления симптомов не хватает, чтобы вынести обоснованное диагностическое заключение.
  2. Этиологический диагноз, который учитывает помимо наличия определенных особенностей или симптомов, еще возможные причины их возникновения.
  3. Типологический диагноз, который заключается в определении места и значения полученной информации в целостной, динамической личностной картине.

Клиническая психодиагностика базируется, в первую очередь, на качественном анализе психологических феноменов, чуть хуже развит количественный метод психодиагностики, который используется в основном, в общей психодиагностике. Однако в последние несколько лет психометрические методы, к которым относят статистические, корреляционный факторный анализ и пр., начали применять и в клинической психодиагностике. Они являются наиболее полезными в процессе изучения больших объемов информации, например, для сравнения разных групп больных. Успешно идет разработка компьютерных методов в различных областях клинической психодиагностики – детской, нейропсихологии индивидуальных отличий, семейной, социальной и пр.

Замечание 2

Современная клиническая психодиагностика характеризуется сочетанием традиционных клинических и новых математических методов, включая использование компьютерных технологий.

Таким образом, клиническая психодиагностика является достаточно сложным типом деятельности человека. Она направлена на выявление индивидуально-психологических характеристик отдельной личности в норме и при патологии. Адекватное описание и эффективный анализ такой профессиональной деятельности клиническим психологом, как и любой деятельности человека, возможен только при опоре на принцип системного подхода. Системный подход же, в свою очередь, предполагает единство исторического, функционального и структурного компонентов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :