Клиническая психодиагностика – это совокупность методов, которые применяются с целью исследования больного человека.
В отличие от общей психодиагностики, клиническая психодиагностика направлена на:
К целям клинической психодиагностики можно отнести: диагностику психических нарушений – личностных, познавательных и эмоциональных процессов и пр.; обоснование способов компенсировать дефекты и оценку их эффективности.
Клиническая психодиагностика имеет некоторые ограничения, связанные с клиникой – гуманность, максимальная краткость исследовательской процедуры, использование методов, доступных больным и пр.
Одним из наиболее важных направлений клинической психодиагностики является беседа, имеющая цель получить первичную информацию о психическом состоянии клиента, степень его психической сохранности, что является необходимым для выбора последующей тактики специального психологического обследования.
Методы клинической психодиагностики, наиболее широко применяемые в различных областях клинической психологии, очень разнообразны.
Так, нейропсихология в основном использует методы А.Р. Лурии, которые направлены на изучение высших психических функций и на выявление нейропсихологических синдромов, с помощью них проводится диагностика локальных поражений головного мозга.
В патопсихологии в основном используют методы анализа личности больного, его мотивационной сферы, установок и пр. Эмоциональных состояний личности, сознания – осознания окружающего мира и самого себя. С этой целью разработан ряд проективных тестов и опросников. Например, ТТРД, тест Р. Кеттела, ТАТ, тест Роршаха, когнитивные тесты и пр.
В психосоматике преимущественно используют методы оценки эмоционально-личностной сферы больного, осознание ими болезни, то есть, состояния внутренней картины болезни, особенностей психологической защиты и пр. С этими целями применяют и общие патопсихологические, и специальные методики.
Особое место в клинической психодиагностике принадлежит методам, которые применяются в психотерапии и психоанализе с целью выявить скрытые переживания, связанные с острой иди хронической психологической травмой. К таким методам относят метод свободных ассоциаций, анализ сновидений и оговорок и пр. Эти методы, используемые для диагностики неврозов и психосоматических расстройств, а также затруднений при общении и адаптации в обществе.
Впервые предложенные З. Фрейдом методики, направленные на выявление переживаний и действий, которые вызваны неосознаваемыми мотивами. Изучая детей, имеющих нарушения в психическом развитии, клиническая психодиагностика должна проанализировать уровень развития психических функций и личности ребенка, для определения формы существующей аномалии. С этой целью применяются методы, которые были разработаны в детской психологии, нейропсихологии и патопсихологии, например, методы на обнаружение «зоны ближайшего развития», детский ТАТ, детская батарея Векслера и пр.
Особого внимания заслуживают три подхода в клинической психодиагностике, которые конкретизируют ее методы.
Диагнозы, которые ставятся по результатам клинической психодиагностики, во многом зависят от названных задач психодиагностического исследования и могут быть многоуровневыми.
Выготский Л.С. классифицировал уровни психологического диагноза, которые упорядочены на основании глубины проникновения в состояние испытуемого.
Клиническая психодиагностика базируется, в первую очередь, на качественном анализе психологических феноменов, чуть хуже развит количественный метод психодиагностики, который используется в основном, в общей психодиагностике. Однако в последние несколько лет психометрические методы, к которым относят статистические, корреляционный факторный анализ и пр., начали применять и в клинической психодиагностике. Они являются наиболее полезными в процессе изучения больших объемов информации, например, для сравнения разных групп больных. Успешно идет разработка компьютерных методов в различных областях клинической психодиагностики – детской, нейропсихологии индивидуальных отличий, семейной, социальной и пр.
Современная клиническая психодиагностика характеризуется сочетанием традиционных клинических и новых математических методов, включая использование компьютерных технологий.
Таким образом, клиническая психодиагностика является достаточно сложным типом деятельности человека. Она направлена на выявление индивидуально-психологических характеристик отдельной личности в норме и при патологии. Адекватное описание и эффективный анализ такой профессиональной деятельности клиническим психологом, как и любой деятельности человека, возможен только при опоре на принцип системного подхода. Системный подход же, в свою очередь, предполагает единство исторического, функционального и структурного компонентов.