Психодиагностика – это один из методов дифференциальной психологии, который имеет цель выявить психические свойства и черты личности, которые в своей совокупности образуют психическое качество личности.
Впервые термин «психодиагностика» был введен Г. Роршахом в 1921 году, который именовал так процесс обследования человека посредством теста, созданного им же и основанного на перцепции. Однако вскоре содержание этого термина было значительно расширено. Под психодиагностикой начали понимать все, что было связано с измерением индивидуальных различий, то есть, начали использовать данный термин в качестве синонима к психологическому тестированию.
Общая психодиагностика, в качестве теоретической дисциплины, рассматривает:
К отраслям общей психодиагностики относят:
Психодиагностика состоит из: предметных областей психологической науки (общей психологии, медицинской, дифференциальной, возрастной, социальной и т.д.); дифференциальной психометрии – ее цель разработать требования к измерительным методам психодиагностики; практики, выдвигающей задачи психодиагностики.
К областям практического использования результатов психодиагностической работы относят: оптимизацию процессов воспитания и обучения; профотбора, профобучения и профориентации; клинико-консультационной и психотерапевтической типов работ; судебно-психологической экспертизы.
К особенностям методик психодиагностики относят: быстрый сбор информации, касающейся отдельных особенностей человека; использование информации с целью сравнения людей по количественным и качественным признакам; осуществление на основании информации выбора средств воздействия и прогноза развития.
К специфическим признакам психодиагностики относят:
Изменения, которые в них происходят, отпечатываются и в человеческой психологии, и в содержании его взаимодействия с самим собой и с окружающим миром.
Психодиагностика связана с дифференциальной психологией (изучает индивидуальные психологические различия).
Прослеживается совпадение предметных областей исследования психодиагностики и дифференциальной психологии, а разделяют их на основании признака ориентировки психодиагностики на выявление индивидуальных различий, а дифференциальной психологии на познание и выявления сущности причин и следствий таких различий. Психодиагностика – своеобразный мост между наукой об индивидуальных психологических различиях и практикой постановки психологических диагнозов.
Психодиагностика связана с дифференциальной психометрией (область психологии, измеряющая индивидуальные различия между людьми, посредством тестов). Дифференциальной психометрией обосновываются требования, которым должны соответствовать тестовые методики, а также процедура и разработка их применения.
Изначально психометрией называли измерение любых временных характеристик процессов психики. Позже психометрией начали называть все, что было каким-либо образом связано с количественным определением психических явлений.
Психодиагностика связана с психологической оценкой (сбор и интеграция информации об индивидуальности, относительно возникающих проблем в ее жизнедеятельности – психическое здоровье, взаимодействие с окружением, неспособность обучаться и т.д.). Психологическую оценку проводят посредством различных методов – интервью, непосредственного наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности и пр.
Психодиагностика имеет связь с психологическим тестированием (измерение психологических характеристик личности посредством тестов).
Психологическая оценка – более обширное понятие по сравнению с психологическим тестированием, но часто оно выступает как синоним психологического тестирования, охватывая все разнообразие психологических измерений – от психических функций до личности.
Развитие психодиагностики способствует появлению особой группы исследовательских методов – диагностических. Основная особенность данной группы методов – измерительно-испытательная, оценочная направленность, посредством которой возможно достижение количественной и качественно квалификации изучаемого явления.