Анализ психодиагностики


Анализ психодиагностики

Психодиагностика: сущность

Определение 1

Психодиагностика – это один из методов дифференциальной психологии, который имеет цель выявить психические свойства и черты личности, которые в своей совокупности образуют психическое качество личности.

Впервые термин «психодиагностика» был введен Г. Роршахом в 1921 году, который именовал так процесс обследования человека посредством теста, созданного им же и основанного на перцепции. Однако вскоре содержание этого термина было значительно расширено. Под психодиагностикой начали понимать все, что было связано с измерением индивидуальных различий, то есть, начали использовать данный термин в качестве синонима к психологическому тестированию.

Общая психодиагностика, в качестве теоретической дисциплины, рассматривает:

  • закономерность формулирования надежных и валидных диагностических суждений;
  • правила диагностических умозаключений, посредством которых будет осуществлен переход от признаков и индикаторов какого-то психического состояния и его структуры, к констатации наличия или выраженности этих психологических переменных.

К отраслям общей психодиагностики относят:

  • образовательную психодиагностику, которая является отраслью общей психодиагностики, черт личности и способностей всех участников образовательной деятельности, а также успешность усвоения учебного материала;
  • клиническую психодиагностика, которая имеет цель изучить, оценить, и учесть индивидуально-психологические особенности личности, которые влияют на предупреждение, возникновение, течение и исход и психических, и соматических болезней;
  • профессиональную психодиагностику – диагностику, проводимую для профотбора и профориентации;
  • психодиагностику окружающей среды – оценку семейно-домашней, рабочей и образовательной сред.

Психодиагностика состоит из: предметных областей психологической науки (общей психологии, медицинской, дифференциальной, возрастной, социальной и т.д.); дифференциальной психометрии – ее цель разработать требования к измерительным методам психодиагностики; практики, выдвигающей задачи психодиагностики.

К областям практического использования результатов психодиагностической работы относят: оптимизацию процессов воспитания и обучения; профотбора, профобучения и профориентации; клинико-консультационной и психотерапевтической типов работ; судебно-психологической экспертизы.

Специфические особенности психодиагностики

К особенностям методик психодиагностики относят: быстрый сбор информации, касающейся отдельных особенностей человека; использование информации с целью сравнения людей по количественным и качественным признакам; осуществление на основании информации выбора средств воздействия и прогноза развития.

К специфическим признакам психодиагностики относят:

  • принцип корректности, подчеркивающий относительность психологического диагноза, который обязывает учитывать результаты диагностики, которые могут носить ситуативный характер;
  • принцип ориентации на выявление индивидуальности, предполагающий признание уникальности внутреннего мира испытуемого, неповторимость его жизненного пути, его предыстории развития;
  • принцип безоценочности, отражающий неправомерное использование оценочного критерия в процессе постановки психологического диагноза;
  • принцип трансформации – человек в качестве объекта психодиагностики включен в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной и природной средой.

Изменения, которые в них происходят, отпечатываются и в человеческой психологии, и в содержании его взаимодействия с самим собой и с окружающим миром.

Психодиагностика связана с дифференциальной психологией (изучает индивидуальные психологические различия).

Прослеживается совпадение предметных областей исследования психодиагностики и дифференциальной психологии, а разделяют их на основании признака ориентировки психодиагностики на выявление индивидуальных различий, а дифференциальной психологии на познание и выявления сущности причин и следствий таких различий. Психодиагностика – своеобразный мост между наукой об индивидуальных психологических различиях и практикой постановки психологических диагнозов.

Психодиагностика связана с дифференциальной психометрией (область психологии, измеряющая индивидуальные различия между людьми, посредством тестов). Дифференциальной психометрией обосновываются требования, которым должны соответствовать тестовые методики, а также процедура и разработка их применения.

Замечание 1

Изначально психометрией называли измерение любых временных характеристик процессов психики. Позже психометрией начали называть все, что было каким-либо образом связано с количественным определением психических явлений.

Психодиагностика связана с психологической оценкой (сбор и интеграция информации об индивидуальности, относительно возникающих проблем в ее жизнедеятельности – психическое здоровье, взаимодействие с окружением, неспособность обучаться и т.д.). Психологическую оценку проводят посредством различных методов – интервью, непосредственного наблюдения, тестирования, анализа продуктов деятельности и пр.

Психодиагностика имеет связь с психологическим тестированием (измерение психологических характеристик личности посредством тестов).

Психологическая оценка – более обширное понятие по сравнению с психологическим тестированием, но часто оно выступает как синоним психологического тестирования, охватывая все разнообразие психологических измерений – от психических функций до личности.

Развитие психодиагностики способствует появлению особой группы исследовательских методов – диагностических. Основная особенность данной группы методов – измерительно-испытательная, оценочная направленность, посредством которой возможно достижение количественной и качественно квалификации изучаемого явления.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :