Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового. Процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
Мышление представляет собой процесс опосредованного познания окружающего мира, выявления существенных свойств объектов и взаимосвязей между ними, обобщения самих объектов в классы и структуры. Благодаря гибкой структуре и богатому арсеналу операций мышление позволяет по-разному подходить к проблемной ситуации и заполнять пробелы незнания, что позволяет выстроить оптимальную схему действий – решение той или иной задачи. Также мышление позволяет получать и объективно новое знание на основе переоценки уже известных фактов.
В настоящее время исследования мышления ведутся на двух уровнях – операциональном и процессуальном. Операциональный уровень предполагает понимание мышления как деятельности, состоящей из ряда логически связанных между собой блоков, которые обуславливают движение мысли от возникновения проблемной ситуации, задачи, мотива мышления, к его разрешению и получению конечного результата – цели.
Центральным моментом изучения в мышлении как деятельности являются операции, специфические приемы мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляется поиск решения и получение результата. Несмотря на определенные различия в выделении тех или иных операций и их свойств, большинство исследователей сходятся во мнении, что операции заимствуются в мышление из практической деятельности, путем копирования или интериоризации.
В качестве исходной может рассматриваться как манипулятивная, ручная деятельность, так и речевые средства. Манипулятивная деятельность оперирует с реальными предметами и их образами, она ложится в основу наглядно-действенного и образного вида мышления. Речь выступает инструментом опосредования реального мира, она содержит абстрактные и отвлеченные понятия, обобщает смыслы явлений и процессов и выступает как база для формирования словено-логической формы мышления.
В своей теории Жан Пиаже рассматривал развитие психики ребенка через призму формирования интеллекта, как центрального психического свойства. Интеллект, как способность к познанию окружающего мира, посредством специальных действий, в понимании Пиаже в значительной степени совпадает с категорией мышления.
Центральное место в развитии интеллекта Ж. Пиаже отводится складываю операций, как структур мыслительных действий, которые постепенно усваиваются ребенком из практической деятельность при многократном ее повторении в разнообразных условиях. За время овладения и отработки практического навыка в мышлении ребенка складывается его обобщенная схема, в которой сохраняется только последовательность основных актов и конечный итог деятельности. Однако несмотря на то, что операция берет свой исток в действии, она не сводится к нему, а должна быть интегрирована и скоординирована с другими операциями в целостную систему.
Пиаже выделяет следующие характеристики операции:
На уровне мышления как деятельности, могут рассматриваться в качестве операций процессы мышления. Несмотря на схожее содержание, в качестве операций, процессы становятся конечными, отделенными друг от друга мыслительными действиями, каждое из которых преследует определенную цель и имеет прогнозируемый итог.
Основные операции:
Анализ – это мысленное или практическое расчленение объекта мышления на отдельные его компоненты.
Анализ направлен прежде всего на выявление структуры исследуемого объекта, а также взаимосвязей между всеми его элементами. Кроме того, анализ позволяет облегчить процесс решения задачи перейдя от большого синкретического образа, к его составным, более мелким и доступным для понимания частям, с которыми проще осуществлять как мыслительные, так и практические операции.
Синтез – это мысленное или практическое объединение составных частей объекта исследования в единое целое.
Синтез представляет собой парную операцию к анализу. Синтез может выступать как самостоятельная операция, когда исследователь имеет дело с набором отдельных элементов, признаков исходя из которых он должен построить индуктивный вывод, гипотезу. Однако чаще синтез следует за анализом, восстанавливая целостное понимание расчлененного объекта, однако уже на качественно-новом уровне с учетом выявленных в ходе анализа взаимоотношений между его частями.
Примером индуктивного синтеза может служить деятельность следователя, когда по отдельным уликам восстанавливается картина преступления, а по отдельным симптомам врач ставит диагноз о заболевании. Взаимодействие анализа и синтеза раскрывается через разницу в представлении картины при ее самостоятельном восприятии и после раскрытия ее художественного замысла экскурсоводом.
Обобщение заключается в выделении общих, а потому существенных свойств между объектами. Абстрагирование позволяет выделить существенные свойства одного объекта, при одновременном игнорировании его несущественных, с точки зрения решаемой задачи, составляющих.