Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового. Процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.
В сознании человека процесс мышления отчетливо обнаруживает себя в тот момент, когда личность сталкивается с противоречием между ее наличными потребностями, знаниями о действительности и привычными способами действия и их несоответствия действенной ситуации. Когда личность не может вести себя привычным образом, а происходящие события выходят за рамки ее представлений возникает поле для мыслительной деятельности, которая направлена на устранение этого противоречия за счет поиска дополнительной информации, которая поможет его снять, т.е. даст объяснения происходящему или поможет выработать более эффективную модель поведения.
Ход такой мыслительной деятельности укладывается в рамки схемы мотив-действие-цель и детерминируется образом желаемого результата, которого личность хочет достичь. Однако мыслительная деятельность в явно или неосознанном виде присутствует во многих психических процессах. При восприятии человек автоматически анализирует и синтезирует объект выявляя его существенные свойства и родовые признаки, для отнесение его к определенному классу предмета, а затем выстраивает его целостный образ на основании полученной информации.
Любая информация, хранящая в памяти человека была опосредована, т.е. обработана мышлением. Наиболее прочно сохраняется именно та часть воспоминания, которая включает в себя логические связи и обоснования, так вспоминая какое-либо событие личность прежде всего припоминает причины и последствия поведения его участников, а уже потом достраивает картину самого поведения. Такие подробности как внешний вид, время суток, обстановка могут быть и вовсе забыты, если они не логически не связаны с сущностью события. Именно поэтому воспоминания разных участников одного и того же события могут в значительной степени отличаться, особенно спустя длительное время.
Огромную роль мышление играет в процессах самоидентификации и самооценки. Соотнесение себя с другими, интерпретация поведения окружающих и попытки подстроить свое поведение под их ожидания также невозможны без активного использования процесса мышления.
Таким образом, мыслительная активность проявляется не только в ситуациях неопределенности и противоречия, когда перед личностью ставится конкретная цель, но и в подавляющем большинстве психических процессов, в качестве необходимого компонента.
Одним из факторов, детерминирующих мышление личности выступают мотивы.
Мотив – это то объективное, что побуждает и направляет деятельность, отвечая той или другой потребности, конкретизируя потребность или удовлетворяя потребность.
Мотив выступает побудительной силой, которая направляет деятельность личности, вынуждает ее в поисковой активности, для удовлетворения потребности лежащей в основе мотива. Мышление может встраиваться уже на этапе поиска цели, когда хаотический поиск объекта удовлетворения принимает организованный или даже умозрительный характер, выдвигаются логические критерии к объекту удовлетворения мотива, задаются его существенные характеристики.
После того, как процесс целеполагания завершается, мышление участвует в планировании деятельности по достижению поставленной цели, в выборе способов действия и привлекаемых средств, оценке их уместности и эффективности.
Мышление в рамках одной задачи может мотивироваться одновременно различными мотивами, которые выполняют различные роли в структуре деятельности. Такое явление называется полимотивированностью.
С точки зрения функционала мотивы можно подразделить на две категории:
Специфическим фактором воздействия и стимуляции мышления выступают интеллектуальные эмоции. Они сопровождают мыслительный процесс, давая ему аффективную окраску на различных стадиях. Так при обнаружении противоречия между привычным поведением и его несоответствием действительности возникает эмоция удивления. В процессе интеллектуального поиска решения происходит сложная динамическая смена аффективных состояний догадки, уверенности и сомнения, которая в конечном итоге приходит к доминированию эмоции уверенности, по мере выработки окончательного решения. Далее после реализации найденного решения активизируются констатирующие эмоции, которые поощряют личность в случае удачных действий и наказывают в случае ошибки.
Принято выделять следующие функции интеллектуальных эмоций:
Таким образом, интеллектуальные эмоции участвуют в активации мыслительной деятельности и оказывают влияние на сам ход мышления, посредством выражения аффективного отношения к тем или иным вариантам решения задачи, а также ее условиям, сужая или расширяя зону поиска и рассмотрения аргументов и средств.
Наиболее ярко интеллектуальные эмоции проявляют себя при сложной, творческой мыслительной активности, когда личности приходится решать неординарную задачу с высоким уровнем неопределенности, например, в рамках игры в шахматы, или при создании творческого продукта, решении сложной технической задачи, или изучении нового, не представленного в опыте субъекта предмета или явления.
При выполнении рутинной, обыденной мыслительной деятельности, связанной решением типовых, предсказуемых заданий уровень активации интеллектуальных эмоций достаточно низок, они почти не участвуют в мыслительной деятельности, что говорит об их значении именно как дополнительного фактора побуждения мышления, способствующего консолидации ресурсов в сложных условиях.