Теории мышления в психологии делятся на 2 группы:
Все концепции, которые основаны на гипотезе о том, что интеллектуальные способности и интеллект собственно являются совокупностью внутренних структур, которые обеспечивают восприятие и дальнейшую переработку информации для получения новых знаний, входят в одну группу теорий мышления. С данной точки зрения, интеллектуальные структуры в потенциально готовом виде есть у человека уже при рождении. Они постепенно проявляются и развиваются по мере взросления самого человека. Данная идея противоположно существующих способностей интеллекта, а именно задатков, является характерной для большинства работ в области изучения мышления, которые выполнены в немецкой школе психологии. Более отчетливо она представлена в гештальт-теории. Согласно данной теории, способность формировать и развивать структуры, уметь видеть их в реальности и является основой интеллекта.
Сейчас в психологии влияние идей данных теорий легко отследить схематично. Замечено, что если мышление не имеет связи с какой-то конкретной детерминированной внешне задачей, то внутреннее оно подчиняется определенной логике. Именно эта логика, которая, как правило, не имеет внешней опоры, психологи называют схемой. По мнению психологов, схема появляется на уровне внутренней речи. После чего начинает руководить разверткой мысли, в процессе придает ей внутреннюю стройность и логичность. Если мысль не имеет такой схемы, то она называется аутичной мыслью. Схема это нечто что задано раз и навсегда. У схемы есть своя история развития, которая происходит в процессе усвоения логики. Часто схемы автоматизируются, превращаясь в автоматизированную умственную операцию. Это происходит, если одна и та же схема используется без каких-либо изменений.
С другой точки зрения умственные способности признаются неврожденными, а считается, что они имеют прижизненное развитие. В данном случае ученые объясняют мышление базируясь на воздействии внешней среды или идеи внутреннего развития субъекта. Специфичные концепции мышления представляют следующие направления психологических школ:
Наиболее активные изучения мышления начались в XVII в. Все это время мышление отождествляли с логикой. Единственным видом, который необходимо изучать психология считали понятийное теоретическое мышление. Его зачастую путают с логическим мышлением. Это не верно, так как логика само по себе есть в любом виде мышления, а не только в данном конкретном виде.
Способность к мышлению психологи считали врожденным качеством, а мышление предпочитали рассматривать вне развития. К интеллектуальным в те времена относили:
Созерцание считалось умением оперировать образами, логические рассуждения считались способностью человека рассуждать и делать выводы и умозаключения. А рефлексия в свою очередь – это умение заниматься самоанализом и самопознанием.
Обобщение, синтез, анализ, классификация и сравнение считались операциями мышления. Ассоциативная эмпирическая психология сводила мышление со всеми его проявлениями к ассоциациям, считая его связью следов прошлого и различных впечатлений, которые были получены в настоящем. Данная теория не смогла решить проблему, которая заключалась в активности мышления, в его творческом характере. Также тайной для них являлась и избирательность памяти и восприятия. В связи с этим ее сторонникам пришлось объявить умственные творческие способности априрорными. Иначе говоря, не зависящими от ассоциаций.
Бихевиористы рассматривали мышление как процесс формирования более сложных связей между реакциями и стимулами. Также они считали мышление как процесс становления практических навыков и умения, которые связаны с решением задач.
В теории гештальт-псизологов мышление понималось как итнуитивное усмотрение решения благодаря обнаружению необходимой для него связи или же структуры.
Однако не стоит думать, что выше рассмотренные направления в психологии не смогли дать ничего нового и полезного для более четкого понимания мышления. Благодаря бихевиористам в область изучения вошло практическое мышление, а гештальт-псхиология дала возможность обратить особое внимание на интуицию и творчество в мышлении.
Есть заслуги в изучении мышления и у психоанализа. В частности они связаны с привлечением внимания к бессознательной форме мышления. Кроме этого они изучали зависимость мышления от потребностей и мотивов самого человека.
В отечественной психологии мышление начали рассматривать как особый вид познавательной деятельности. После введения категории деятельности в психологию мышления психологи смогли преодолеть противопоставление практического и теоретического интеллекта, а также объекта и субъекта познания. Таким образом открылась новая невидимая связь, которая ранее не была замечена, между мышлением и деятельностью. Кроме этого открылась возможность решать вопросы, которые касаются генезиса мышления, его формирования и развития у детей в процессе обучения.