Инструменты мышления


Инструменты мышления

Понятие мышления

Определение 1

Мышление – это познавательный процесс переработки информации получаемой личностью из внешнего и внутреннего мира, с ее преобразованием и получением качественно новой информации на ее основании.

Процесс мышления начинается еще на стадии восприятия информации от объектов окружающей реальности, при выявлении их структуры, взаимосвязи между составными частями, складыванием целостного образа объекта, раскрытии его существенных свойств.

Когда возможности для манипуляции с непосредственно отображаемым объектом исчерпывают себя, мышление целиком переносится во внутренний план сознания, где не ограничено никакими рамками. В идеальном мыслительном пространстве личность может производить с объектом любые манипуляции, подвергать его воздействию различных факторов, сравнивать с другими объектами и т.д. Часто результатом данной мыслительной деятельности становится модель совершенно нового, не существующего в опыте личности, а иногда и в опыте человечества, объекта, которая сохраняется с помощью процесса памяти.

Мышление само по себе является инструментом психического процесса, основное назначение которого состоит в повышении адаптационных возможностей организма, а также в выходе за пределы адаптации к активному преобразованию среды.

Реализация данных возможностей связана с опосредованным познанием предмета, в отличие от чувственного познания, которое скованно рамками конкретной ситуации, в которой произошло знакомство с предметом. Мышление же способно создать объективную реальность в рамках которой будет получено и смоделировано объективное знание о предмете, независимое от состояния психики или эмоционального отношения к нему.

Замечание 1

Реализация опосредованного характера мышления возможна благодаря его инструментам – формам, операциям и процессам.

Мыслительные операции и формы

Формы мышления выступают способом организации мыслительной деятельности, они определяют закономерности, по которым происходит формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Формы мышления не являются врожденными инструментами и складываются в процессе усвоения индивидом культурно-исторического опыта.

Среди форм мышления можно выделить:

  1. Понятие
  2. Суждение
  3. Умозаключение

Понятие — это форма мышления, представляющая собой отражение в значении слова общих существенных и отличительных признаков предмета. Понятия необходимы для описания окружающего мира, они служат в качестве ярлыков-обозначений, которые личность навешивает на объекты реальности.

Суждение представляет собой форму мышления, в которой отражается связь между двумя объектами или явлениями, либо раскрывается их сущность. Суждение включает в себя два понятия и связь между ними. Распространенный вариант суждения – простой категорический силлогизм.

Умозаключение более сложная форма мышления, которая представляет собой вывод из нескольких суждений. Суждение может быть дедуктивным, когда вывод делается на основании сопоставления общего и единичного суждения; индуктивным, когда вывод делается в результате сопоставления целого ряда единичных суждений; а также аналогией, когда вывод основывается на сходстве признаков частного предмета и группы предметов.

Определение 2

Операции – это умственные действия, сформулированные в процессе развития общества, продукт преобразования внешнего, предметного действия, скоординированного с другими в единую систему.

Свойства мыслительных операций:

  1. Координация операций – сложение двух элементов в мышлении дают третий, не сводимый к сумме свойств первых двух. Ментальная химия.
  2. Обратимость – каждая операция имеет обратную.
  3. Композиция операций – в мышлении возможно несколько различных путей для достижения одного результата. (2+3=5, 10-5=5, вода, нагретая до 80 градусов превращается в пар, а пар охлажденный до 80 превращается в воду)
  4. Операция плюс обратная операция равна нулю.
  5. Количественная характеристика операции при прибавлении увеличивается, а качественная нет.

Процессы мышления

Операции и формы мышления включены в мыслительные процессы, которые определяют направление, цель мышления на данном этапе, способ его взаимодействия с информацией от окружающего мира. Как правило выделяют следующие процессы мышления: анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Анализ и синтез это два взаимосвязанных процесса.

Определение 3

Анализ – это практическое или мысленное разложение целого объекта, или явления на части, компоненты. Синтез – это объединение различных составных частей в целое.

Анализ и синтез – это творческие процессы, которые не имеют готовой, универсальной схемы, их осуществление зависит от характера и структуры объекта. Анализ и синтез существуют на всех уровнях познания, начиная с чувственного, заканчивая абстрактно-логическим. Мысленный анализ – это отражение существенных характеристик объектов в понятиях и суждениях, выражающихся в языковой форме. Мысленный синтез – это воспроизведение целостности объекта через соединение его компонентов и через фиксацию характера связи между элементами предмета или явления. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Обобщение – процесс мышления и его результат, заключающийся в мысленном выделении существенных и потому общих свойств и отношений между предметами.

Обобщение может осуществляться на бытовом уровне, когда в качестве общих свойств выступают схожести в чувственном восприятии объектов, либо на научном уровне по существенным признакам. В качестве существенных принимаются такие признаки объекта, которые характеризуют его составные части или свойства, сохраняющие стабильность при взаимодействии с другими объектами.

Абстракция – это процесс и результат мыслительной деятельности субъекта, состоящий в интеллектуальном отвлечении от ряда конкретных признаков объекта, выделении существенных всеобщих свойств и превращение их в самостоятельный предмет познания. Абстракция начинается с анализа и синтеза эмпирического содержания объекта, с данных восприятия и заканчивается в ограничении определяемого свойства, в мышлении при отвлечении от других затем происходящих изменений перцептивного в мыслительном процессе, что приводит к обнаружению существенного.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :