Изучение мышления


Изучение мышления

Понятие мышления

Определение 1

Мышление – социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия существенного нового. Процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление – это один из познавательных процессов, центральная роль которого заключается в переработке, анализе и синтезе информации привходящий в центральную нервную систему от органов чувств, посредством восприятия. Осмысление информации позволяет ей встроиться в субъективную картину мира личности, занять четкое и устойчивое место, образовать связи с ранее усвоенными знаниями, таким образом на дольше закрепляясь в процессах памяти.

Мышление принимает участие не только в познавательных, но и мотивационно-волевых процессах, когда личность сталкивается с противоречием между внутренней потребностью, знаниями о ситуации, поведенческими стереотипами и их полным или частичным несоответствии реальной жизненной ситуации. Благодаря мышлению происходит процесс недостающих звеньев, которые помогают выстроить полную картину окружающего мира и устранить когнитивный диссонанс, а также поставить цель, удовлетворяющую мотиву и выработать структуру действий по ее достижению.

Мышление — это сложный процесс активного взаимодействия субъекта со средой, который может одновременно осуществляться на различных уровнях. Как правило выделяют три вида мышления:

  • Предметно-действенное – наиболее фило- и онтогенетически ранний вид мышления, при которым познание объектов внешнего мира происходит в процессе непосредственного манипуляторного взаимодействия с ними.
  • Предметно-образное – более поздний вид мышления, при котором операции с объектами окружающего мира осуществляются на внутреннем плане сознания, в виде преобразования и манипулирования их образами. В раннем детском возрасте необходимым условием является наличие предмета в зоне видимости ребенка, позднее человек научается мыслить образами, извлекаемыми из его памяти.
  • Словесно-логическое – высшая ступень развития мыслительной деятельности, при которой инструментом мышления становится слово, речь. Личность манипулирует абстрактными понятиями в том числе не представленными в реальном мире, недоступными для непосредственного восприятия.
Замечание 1

Как правило начиная с подросткового возраста доминирующее положение окончательно закрепляется за словесно-логическим мышлением, однако, в зависимости от индивидуальных особенностей психики, характера профессиональной деятельности, а также культурно-исторических условий развития, предметно-образное и предметно-действенное мышление могут занимать не менее значимую роль в когнитивной деятельности субъекта.

Особенности исследования мышления

Изучение мышления в психологической науке выстраивается в рамках естественно-научной парадигмы исследования. Гуманистические подходы, применение интроспективных методов не обладают достаточной степенью достоверности выявляемых закономерностей, на основании которых можно было бы формировать общие закономерности протекания процесса мышления.

В естественно-научном подходе необходимым условием проведения исследования является жесткая фиксация реально-наблюдаемых феноменов, которые изменяют свое значение в процессе ситуации исследования. Данные феномены носят название переменных. При исследовании мышления в качестве переменных могут выступать результативность решения экспериментальных задач, время поиска решения, ход осознанных рассуждений респондента в процессе решения задачи, показатели кожно-гальванической реакции, активность мозговых структур.

Направления исследования мышления лежат в области выявления закономерностей и механизмов его функционирования, факторов, воздействующих на процесс мышления и его эффективность, соотношение осознанных и неосознанных компонентов мышления (феномены инсайда, интеллектуальных эмоций), управления процессом решения задач, развития мыслительных способностей личности, прикладные задачи диагностики и коррекции уровня мышления, переноса когнитивных процессов на небиологические носители (разработка искусственного интеллекта), а также фундаментальные вопросы мышления как деятельности и мышления как процесса.

Методы исследования мышления

В качестве основных методов изучения мышления можно перечислить следующие:

  1. наблюдение
  2. эксперимент
  3. беседа
  4. изучение продуктов деятельности

Метод наблюдения направлен на фиксацию поведенческих, словесных и невербальных реакций респондента на реальную жизненную задачу, особенности деятельности в процессе ее решения, а также реагирование на успешное или ошибочное ее решение. Наблюдение позволяет собрать данные о процессе мышления развертывающимся в естественных условиях, однако контроль переменных, как таковой отсутствует, в следствии чего сложно выявить причинно-следственные взаимоотношения зафиксированных явлений.

Эксперимент является основным методом изучения мышления. Он позволяет создать искусственные условия, в которых исследователь может установить контроль над интересующими его переменными, добиться неоднократного повторения ситуации мышления, варьировать сложность и интенсивность экспериментального задания, а также получить дополнительные сведения о процессе мышления, путем измерения кожно-гальванической реакции, электроэнцефалогического или томографического исследования.

Замечание 2

Отдельным видом является экспериментально-клинический метод, который сочетает в себе экспериментальный (воспроизводимый, с использованием инструментальных средств) и клинический (детальный анализ отдельных случаев) подходы.

Беседа направлена на сбор субъективной информации респондента о его оценке предлагаемой задачи, собственных мыслительных способностях и процессе ее решения, эмоциональных переживаниях, которые возникали в рамках мыслительной деятельности, стратегиях и приемах, которые были использованы респондентом в рамках проблемной ситуации. Протоколы беседы позволяют проанализировать не только непосредственную информацию, полученную от испытуемого, но и выявить более сложные скрытые от респондента взаимосвязи и закономерности, особенно при их соотнесении с результатами наблюдения за его поведенческой активностью.

Изучение продуктов жизнедеятельности предполагает анализ словесно-речевой деятельности в виде писем, дневников, устных выступлений, а также конкретных предметов, историй их открытий и изобретений, что особенно важно при исследовании психологии мышления выдающихся ученых и изобретателей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :