Проблема выбора является актуальной как для психологической науки в целом, так и для каждого человека в частности. Человеческое бытие может быть представлено как цепочка жизненных выборов разного уровня сложности, которые ведут личность к определенным результатам и новым выборам.
В прикладной психологии вопросы выбора стоят особенно остро, так как содержание психологического консультирования и психотерапевтической работы зачастую связано с невозможностью совершения выбора клиентом по целому ряду причин, начиная от неадаптивного уровня личностной тревожности и неспособности предугадать последствия свершенного выбора, заканчивая отсутствием представлений о самих жизненных альтернативах, в отношении которых должен быть совершен выбор, так называемая, проблема поиска смысла жизни.
Между тем в психологической науке не существует единого подхода к пониманию феномена выбора, критериев и условий его осуществления. На современном этапе можно выделить два независимых подхода к рассмотрению выбора. Первый представляет собой объединение различных теорий, связанных с осуществлением рационального выбора, который можно свести к понятию принятия решения. К данному подходу можно отнести когнитивные теории Саймона и Кинча, классические рациональные теории Г.Н. Солнцевой и Ю. Козелецкого, интеллектуальные теории выбора Т.В. Корниловой, О.К. Тихомирова и др.
Второй подход представляет собой личностный теории выбора, в которых возможность рационального выбора отрицается как таковая, а каждый выбор становится экзистенциальным актом. К данному подходу относятся ценностно-смысловой подход С. Мадди, экзистенциально-гуманистические теории И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталя, культурно-историческая теория Л.С. Выгостского.
Различия между данным теориями протекают в трех плоскостях, это:
В теориях рационального выбора, выбор рассматривается как принятие рационального решения об наиболее эффективной модели поведения в данной, конкретной ситуации. Процесс выбора опосредован условиями этой ситуации, а также личностными качествами субъекта, такими как иерархия его мотивов, уровень интеллектуального развития и т.д. При этом субъект занимает в известной степени пассивную позицию, он совершает выбор в силу наступления объективных причин, требования среды в решении ситуационной задачи. Выбор выступает средством приспособительной реакции организма и вопрос переносится с самого процесса принятия выбора, на факторы, обеспечивающие его эффективность, рациональность.
В личностных теориях, выбор представляет собой принятие одной из нескольких жизненных альтернатив, он носит не ситуационный, а экзистенциальных характер, т.е. инициируется самим субъектом, его ценностным отношением к реальности и самому себе. При этом сравнение альтернатив производится не исходя из степени их эффективности или соответствия условиям среды, а из степени согласованности с внутренней направленностью личности, ее ценностными ориентациями и иерархией мотивов.
Д.А. Леонтьев и Н.В. Пилипко предлагают типологию видов выбора в зависимости от условий его осуществления:
Простой выбор эквивалентен рациональному выбору и принятию эффективного решения. Это выбор в ситуации, когда жизненные альтернативы заданы, а критерии выбора ясны субъекту, причем личность может совершать выбор как на основании внешних, так и внутренних критериев. Подобную категорию выборов можно назвать в определенной степени бытовой, так как уровень неопределенности невысок и связан не с конечной целью осуществления выбора, желаемым эффектом, а путем его достижения.
Смысловой выбор имеет место в тех ситуациях, когда личность имея ряд альтернатив должна самостоятельно выработать критерии их различия, в силу того, что они не сформулированы или не ясны. Это достаточно сложные жизненные ситуации, такие как выбор профессии, партнера, мировоззренческой, политической позиции. Очевидно, что оцениваемые альтернативы не эквиваленты друг другу и вопрос стоит не о способе достижения результатов деятельности, а о выборе самих деятельностей, т.е. каждая альтернатива представляет собой отдельный сценарий жизненного пути личности. Критерии такого выбора формируются на основании ценностно-смысловых представлений субъекта.
Экзистенциальный выбор представляет собой ситуацию жизненной неопределенности, когда личности необходимо выявить не только критерии, но и сами альтернативы. Далеко не каждая личность становится перед решением такого выбора, возможность его успешного совершения в определенной степени является философским вопросом.
Наиболее полно положения о смысловых и экзистенциальных выборах рассматриваются в теории жизненных миров Ф.Е. Василюка. Согласно его позиции выбор представляет собой решение о жизненных альтернативах, т.е. личность выбирает один сценарий жизненного пути отказываясь одновременно от множества других, опираясь на собственные ценности.
Для совершения такого выбора личности требуется наличие сложного внутреннего мира, т.е. способность увидеть и проанализировать взаимоотношение ценностей, мотивов, смыслов, взаимоотношений внешних и внутренних обстоятельств в которых она находится на данный момент и которые будут соответствовать принимаемым жизненным альтернативам, при одновременном отвлечении от актуальных внешних условий, давления средовых стимулов.
Выбор в теории Василюка это не одномоментный акт, он имеет протяженную во времени операциональную структуру. Всего в рамках теории жизненных миров выделяется пять этапов совершения выбора: