Восприятие как вид психического процесса


Восприятие как вид психического процесса

Сущность восприятия

Определение 1

Восприятие – это познавательный психический процесс отражения объективного окружающего мира и внутренней среды организма как непосредственно, так и в сочетании с процессами анализа, обобщения и категоризации воспринимаемых образов.

Процесс восприятия имеет четко определенную физиологическую базу, которая представляет собой системы анализаторов. Каждая такая система имеет в своей структуре три отдела:

  1. Рецептор – специфическое нервное окончание, которое реагирует на воздействие определенного вида раздражителя.
  2. Проводниковый отдел – представленный нервными волокнами, передающими импульс от периферии в центральные отделы головного мозга.
  3. Центральный перерабатывающий отдел – участок коры головного мозга, в котором сигналы дешифруются, обобщаются, суммируются и формируются в виде образов, переживаемых на субъективном плане сознания.

Исходя из объема поставляемой информации восприятие принято подразделять на визуальное, аудиальное и кинестетическое. Визуальное восприятие обеспечивается работой зрительного анализатора и представлено зрительными образами – картинами окружающего мира. Визуальное восприятие обеспечивает до 90% всей входящей информации, значительно превосходя все оставшиеся системы. Аудиальное восприятие обеспечивается слухом и играет ключевую роль в развитии речи, мышления, интеллектуальных и творческих способностей личности.

Под кинестетическим восприятием принято объединять сигналы от всех оставшихся рецепторов и анализаторных систем, которых более 15. Помимо органов вкуса, обоняния, тактильной и температурной чувствительности, к ним относится вестибулярный аппарат, проприоцепция и ноцицепция, баро и хеморецепторы, контролирующие постоянство внутренней среды и многие другие. Несмотря на то, что кинестетической чувствительности уделяет наименьшее осознанное внимание, ее роль невероятно важна для поддержания гомеостаза, выработки двигательных навыков и автоматизмов, отреагирования и регуляции эмоциональных состояний, в использовании невербальных сигналов при общении.

Восприятие – сложный, многоуровневый процесс, который складывается постепенно, по мере созревания нервно-физиологической базы, и накопления непосредственного опыта отражения окружающего мира. На первоначальном этапе восприятие фрагментарно, оно позволяет отобразить лишь отдельные предметы, с учетом отдельных их свойств. Восприятие цвета, размера, расстояния, веса, высоты звука требует от ребенка отдельной тренировки и обучения с помощью взрослых. Именно от взрослых ребенок усваивает сенсорные эталоны, которые затем актуализируются в его непосредственном опыте перцептивной деятельности.

По мере развития речи и мышления восприятие приобретает опосредованный характер. Объект не просто отображается в непосредственном сочетании его характеристик, в сознании реципиента формируется образ, в котором отражаются существенные признаки объекта, его составляющие и взаимодействия между ними, соотношение данного объекта с другими. При первичном восприятии нового объекта, уже на уровне его отражения происходят первичные попытки анализа и категоризации, на основе соотнесения с уже воспринятыми ранее образами.

Свойства восприятия

Как психический процесс, восприятие обладают рядом свойств, которые обуславливают закономерность его протекания, итоговые характеристики и особенности образа отображаемого объекта:

  1. Избирательность
  2. Предметность
  3. Целостность
  4. Структурность
  5. Константность

Избирательность предполагает концентрацию внимания на отдельном объекте из поля восприятия, при отвлечении от других. Параметры избирательности зависят от состояния личности, деятельности которую она выполняет и прочего.

Предметность заключается в категоризации объекта к какому-либо классу понятий, сформированную у личности, в зависимости от его существенных свойств.

Целость выражается в отражении объекта в совокупности всех его свойств.

Структурность позволяет отразить целостный объект не как синкрет, а как упорядоченную структуру с раскрытием взаимоотношений между ее элементами.

Константность предполагает относительное постоянство мер воспринимаемых объектов, что обеспечивает стабильность эталонов и картины мира.

Восприятие как высшая психическая функция

Замечание 1

Процесс восприятия реализуется в психике на двух различных уровнях, как натуральная и как высшая психическая функция.

Как натуральный психический процесс, восприятие представляет собой непосредственное отражение окружающей реальности в ее максимально первозданном виде, формирование образов, которые практически не подверглись обработке и воспринимаются как бы впервые. Подобное восприятие характерно для детей младшего возраста, когда сенсорные эталоны еще только формируются, а также при первом предъявлении объекта личности, до того момента как начнутся сознательные попытки проанализировать его. Натуральное восприятие может быть результатом сознательных усилий личности, когда она ставит перед собой цель отразить окружающий мир максимально непосредственно, например, так может поступать художник при написании пейзажа.

Взаимодействую с мышлением и речью восприятие формируется как ВПФ, становится познавательной деятельностью, которая носит целенаправленный, осознанный характер. В этом случае в основании процесса восприятия будет лежать познавательный мотив, а его реализация осуществлять посредством специальных как умственных, так и практических действий.

Умственный действия выражаются в операциях сравнения, обобщения, категоризации, которые осуществляются еще на этапе восприятия, при формировании чувственного образа, а практические представляют собой физическое взаимодействие с объектом восприятия, мелкую моторику пальцев, движение глаз и т.д.

Конечным итого познавательной деятельности становится цель, которая выражается в опосредованном перцептивном образе, который отражает не только внешние, но и сущностные характеристики объекта, встроен в систему внутреннего опыта субъекта.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :