Художественное восприятие, на всем протяжении веков исследовалось по традиционным наукам, как философия, психология и искусствознание, но есть аспекты, которые до сих пор остаются спорными.
Художественное восприятие – это процесс, восприятие духовной сущности, где явление находится в неразрывном единстве функцией, отвечающей за чувственное восприятие.
Данное определение может толковать только человек, так как это высшая познавательная деятельность. Внимание акцентируется на этой познавательной деятельности с помощью духовных и ценностных освоений человека окружающую реальность, т.е. сюда входит не только та информация о внешнем или духовном мире, но и ценностных отношений личности к данным мирам.
Исследования психологического характера, помогают определить результат общего развития к восприятию, при этом человек должен иметь способность вхождения в художественный мир культуры и зарождать новые миры культуры благодаря собственному мировоззрению.
Высказывание советского психолога А. Н Леонтьева, звучит так: «Результативный процесс зарождения новых миров, имеет место быть образу мира, который обретает, дополнительные измерения личностного смысла, при этом они должны быть индивидуальными, духовными ценностями отношения личности к отдельному явлению и реальности в целом».
Художественное восприятие – это свойство, которое не имеет генетического наследия, но есть культурное приобретение личности, где требования являются развитием немалых педагогических усилий.
Данное восприятие составляет сложность процесса в соучастии и в сотворчестве воспринимаемого субъекта, который направлен на идейные произведения, заложенные автором. За продукт художественного восприятия выступает «вторичный образ», где смысл может совпадать, а может, и нет, с конкретным образом, который был составлен автором.
Художественное восприятие разделяется на два ракурса: восприятие реальности; восприятие произведений искусства. Художественное восприятие реальности имеет два толкования: способность воспринимать культуру сквозь призму языка искусства и художественных понятий; созерцать реальность и открывать в ней что-то невероятное и умение общаться с автором произведения через призму книжного написания.
Современные психологические и философские концепции описывают свойства художественного восприятия, с точки зрения феноменов, которые являются исключениями и без сопоставления свойств восприятий с человеческими способностями. Свойства делятся на:
Предметность – это получение информации о предмете из внешнего мира к внутреннему миру. Данный процесс будет протекать естественно в том случае, если человек будет наполнен высоким уровнем эмоционального состояния и реакций. Но такие реакции могут дать только собственные чувства от увиденного или от прочтенного произведения.
Целостность – это совокупность ощущений различной модальности единого образа, который может быть обозначен модальной целостностью. Целостность художественного восприятия имеет способность понимать мир как единство с самим собой и с отдельными своими переживаниями за мир.
Структурность – это связанные, упорядоченные по важности между собой структурированные в пространстве и во времени элементы. Когда художник создает картину, то он полностью погружается в себя, передавая тем самым в картине свои эмоции, переживания для полного воплощения форм.
Константность – это способность человека отражать в восприятии непривычных ощущений, сложившихся из структур сознания, где постоянство создает правильный образ, который не зависит от влияния на восприятие конкретных условий; специфическая особенность художественного восприятия определенного индивида, которая обуславливается персональным опытом в общении с искусством.
Аконстантность – это человеческая способность видеть реальность мира в материальном искусстве, где восприятие будет с соответствующими правилами изображения, которые существуют и творятся в мире, с свойствами неожиданности, оригинальности и своеобразия.
Осмысленность – это душевные переживания человека к структурным формам художественного произведения или реального явления.
С помощью данных свойств художественное восприятие может осуществляться и эффективно развиваться. Художественное восприятие имеет структуру из множества слоев, где проходят результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постигая художественные произведения с образами, активно овладевают им за счет духовного и практического воздействия. Художественное восприятие можно смело отнести к активному типу восприятия.
Рассмотрим некоторые особенности и характерные черты художественного восприятия: