Фонематическое восприятие – это способность восприятия звуковой состав слов.
Созданное фонематическое восприятие, отвечает за четкое произнесение звуков, за правильную слоговую структуру слов и основную легкость овладения грамматическим строением языка, из этого следует, успешное освоение чтения и письма.
К данному восприятию относятся фонематический слух, речевой слух.
Развитие неречевого слуха. Сюда входят упражнения неречевых звуков, для их различия. Благодаря им, формируется и развивается слуховая память и слуховое внимание. На данном этапе работу свою выполняет физический слух.
Развитие речевого слуха, включает в себя умение различать одинаковые слова, фразы, звуковые комплексы, сила и тембр голоса; умение различать слова, близких по составу звуков; дифференциация слогов; дифференциация фонем.
Развитие навыков элементарных звуковых анализов и синтеза. У данного этапа имеется последовательность, а именно: определять сколько слогов в словах разных сложностей; выделять гласный, а потом согласный звуки; выделять из слога гласного, потом из согласного звука; выделять первый и последний звуки в слове; выделять слова со звуком из группы слов или из предложения; выполнить творческое задание.
Чтобы результат стал положительным, нужно развивать с каждым днем свои звуковые функции.
Логопеды доказали, что теория и практика по развитию фонематического процесса, является самым главным фактором при развитии и становлении речевой системы в целом.
Произношение может содержать дефекты, которые имеют стойкое формирование фонематического восприятия. Фонематическое восприятие взаимосвязано не только с фонетической, но и с лексико-грамматической речью.
Когда происходит нарушения в восприятии, слух не воспринимает близкие по звучанию и схожие по артикуляции звуки речи. Словарный запас не пополняется словами, в которых имеются трудноразличимые звуки.
Чтобы правильно слышать звуки, нужно развивать фонематическое восприятие, которое поможет в изучении грамоте. Когда идет процесс нарушения восприятия фонем, то очень сложно набирать словарный запас, это тормозит связную речь в развитии.
Способов всего восемь, рассмотрим каждый из них:
Если смотреть с другой стороны, то информацию мы воспринимаем и слышим мозгом, а не самим звуком. Уши это приемники, которые передают в мозг информацию для дальнейшей переработки и обработке данных. Если нарушения отсутствуют, то слуховой центр мозга точно расшифрует нужную информацию.
Интерпретация отвечает за качество поступившей в мозг информации за счет навыков слухового восприятия и обработки. Самый хороший возраст для восприятия языковых навыков, является до трех лет. В этом периоде формируется информация, которая состоит из слов и звуков.
Дети, у которых хорошо развито фонематическое восприятие, начинают очень рано говорить. И разговор будет чистый, так как малыши очень быстро и легко схватывают от нас звуки речи.
Ступени формирования фонематического восприятия:
Чтобы привить ребенку грамотное произношение и правописание, нужно дать знания по анализу отдельного звукового сигнала или инструмента. Фонематический слух играет немаловажную роль в развитии ребенка.
Все родители мечтают о том, что их малыш умел правильно и грамотно писать, умел слушать и анализировать. Все это будет и придет со временем. У каждого ребенка индивидуальный ум и мышление. Самое главное помогайте ребенку в развитии его способностей, и он будет счастлив и Вам радость.
Фонематическое восприятие помогает человеку существовать в окружающем мире, за счет осязательных, слуховых, обонятельных и других факторов, которые помогают нам различать различные формы и звуки.