Фонематическое восприятие


Фонематическое восприятие

Что такое фонематическое восприятие

Определение 1

Фонематическое восприятие – это способность восприятия звуковой состав слов.

Созданное фонематическое восприятие, отвечает за четкое произнесение звуков, за правильную слоговую структуру слов и основную легкость овладения грамматическим строением языка, из этого следует, успешное освоение чтения и письма.

К данному восприятию относятся фонематический слух, речевой слух.

  • Фонематический слух – это тонко сформированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы русского языка. Этот слух входит в часть физиологического слуха, направленный на соотношение и сопоставления звуков, которые слышим с их подражателями, или по-другому, эталоном. Он контролирует непрерывный поток слогов.
  • Речевой слух – это функциональность совмещенных между собой фонематического и фонетического слухов, отвечает за принятие и оценку чужой речи, но и контролирует свою. Благодаря речевому слуху, формируется правильное произношение слов.

Этапы фонематического восприятия

Развитие неречевого слуха. Сюда входят упражнения неречевых звуков, для их различия. Благодаря им, формируется и развивается слуховая память и слуховое внимание. На данном этапе работу свою выполняет физический слух.

Развитие речевого слуха, включает в себя умение различать одинаковые слова, фразы, звуковые комплексы, сила и тембр голоса; умение различать слова, близких по составу звуков; дифференциация слогов; дифференциация фонем.

Развитие навыков элементарных звуковых анализов и синтеза. У данного этапа имеется последовательность, а именно: определять сколько слогов в словах разных сложностей; выделять гласный, а потом согласный звуки; выделять из слога гласного, потом из согласного звука; выделять первый и последний звуки в слове; выделять слова со звуком из группы слов или из предложения; выполнить творческое задание.

Чтобы результат стал положительным, нужно развивать с каждым днем свои звуковые функции.

Фонематические процессы при развитии речи

Логопеды доказали, что теория и практика по развитию фонематического процесса, является самым главным фактором при развитии и становлении речевой системы в целом.

Произношение может содержать дефекты, которые имеют стойкое формирование фонематического восприятия. Фонематическое восприятие взаимосвязано не только с фонетической, но и с лексико-грамматической речью.

Когда происходит нарушения в восприятии, слух не воспринимает близкие по звучанию и схожие по артикуляции звуки речи. Словарный запас не пополняется словами, в которых имеются трудноразличимые звуки.

Чтобы правильно слышать звуки, нужно развивать фонематическое восприятие, которое поможет в изучении грамоте. Когда идет процесс нарушения восприятия фонем, то очень сложно набирать словарный запас, это тормозит связную речь в развитии.

Способы развития фонематического восприятия

Способов всего восемь, рассмотрим каждый из них:

  1. Ознакомление с игрушечными музыкальными инструментами (дудочка);
  2. Изучение домашних звуков (стиральная машинка, пылесос);
  3. Научиться определять звук в пространстве, куда его направят;
  4. Прислушиваться к уличным звукам (шум деревьев, машин);
  5. Беседа о том, какие звуки издают животные;
  6. Научиться различать и воспроизводить звук за счет фонематического слуха;
  7. Слушать окружающий мир и как можно больше читать.
  8. Чтобы звуки были, произнесены правильно, нужно научиться их правильно различать. В процессе слушания есть очень важный процесс, который называется обработкой слуховой информации, благодаря ему мы можем развить когнитивные навыки.

Если смотреть с другой стороны, то информацию мы воспринимаем и слышим мозгом, а не самим звуком. Уши это приемники, которые передают в мозг информацию для дальнейшей переработки и обработке данных. Если нарушения отсутствуют, то слуховой центр мозга точно расшифрует нужную информацию.

Интерпретация отвечает за качество поступившей в мозг информации за счет навыков слухового восприятия и обработки. Самый хороший возраст для восприятия языковых навыков, является до трех лет. В этом периоде формируется информация, которая состоит из слов и звуков.

Фонематическое восприятие у детей

Дети, у которых хорошо развито фонематическое восприятие, начинают очень рано говорить. И разговор будет чистый, так как малыши очень быстро и легко схватывают от нас звуки речи.

Ступени формирования фонематического восприятия:

  • Овладеть умением узнавать звук, где фоном служат слова;
  • Научиться выделять звуки в первых и последних звуках;
  • Научиться определять, сколько в слове звуков;
  • Научиться определять в слове то место, где сидят другие звуки.
  • Когда происходит полное формирование фонематического восприятия, это залог того, что ребенок будет правильно произносить звуки из слов, которые сопоставлены по конкретной структуре. Чтобы звуковой анализ имел базу устойчивого фонематического восприятия, нужно приложить все свои знания и умения.
  • Фонематический слух, отвечает за такие факторы, как:
  • чтение;
  • правописание;
  • грамотное написание и произнесение.

Чтобы привить ребенку грамотное произношение и правописание, нужно дать знания по анализу отдельного звукового сигнала или инструмента. Фонематический слух играет немаловажную роль в развитии ребенка.

Все родители мечтают о том, что их малыш умел правильно и грамотно писать, умел слушать и анализировать. Все это будет и придет со временем. У каждого ребенка индивидуальный ум и мышление. Самое главное помогайте ребенку в развитии его способностей, и он будет счастлив и Вам радость.

Замечание 1

Фонематическое восприятие помогает человеку существовать в окружающем мире, за счет осязательных, слуховых, обонятельных и других факторов, которые помогают нам различать различные формы и звуки.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :