Особенности восприятия школьника


Особенности восприятия школьника

Восприятие в период младшего школьного возраста

Переход ребенка в младший школьный возраст и начало учебной деятельности ставит перед ним новые задачи, которые готовят появление характерных для этого периода новообразований.

Определение 1

Новообразования – это психические и социальные изменения, которые происходят на определенной стадии развития личности, влияют на его восприятие окружающей среды и закладывают основу для будущих изменений.

Готовность ребенка к учебной деятельности определяется по наличию у него целого ряда критериев, среди них:

  • уровень развития мотивационной сферы;
  • уровень развития интеллектуальной сферы, в том числе произвольной памяти и восприятия;
  • развитие речевой сферы;
  • достаточный уровень двигательной готовности.

У младшего школьника происходят большие изменения в восприятии. Из процесса различения и узнавания, опирающихся на очевидные признаки, восприятие переходит на более сложный уровень – наблюдения. Первоначально этой деятельностью руководит учитель, под контролем которого происходит изучение предметов и явлений. Он знакомит детей с основами наблюдения, с правилами восприятия, обращает их внимание на основные и вторичные признаки, учит их способам фиксировать свои заключения в виде записей, рисунков, схем и т.д. Таким образом, восприятие начинает носить не стихийный, а организованный характер, который играет большую роль в процессе обучения и развития ребенка. Восприятие приобретает свойства синтезирующего характера, приобретает способность устанавливать связи между различными объектами.

Все большую роль в психическом развитии ребенка приобретает мышление, которое накладывает свой отпечаток на другие психические функции. Теперь познание и восприятие окружающего мира основывается на настоящих научных понятиях, а не только на стихийно сложившихся представлениях и чувственно воспринимаемых вещах, как это было в период дошкольничества.

Изменениям вместе с восприятием подвергаются память и внимание. Они также начинают носить осмысленный характер. Восприятие в своей работе все больше опирается на тот опыт, который хранится в памяти. В развитии целенаправленного восприятия большую роль играет активное запоминание материала, а также его определенная организация. С развитием внимания увеличивается возможность концентрации ребенка на одном или нескольких объектах, причем они могут не обладать привлекательными чертами. Тем самым происходит сужение поля восприятие, вед ребенок может теперь выделить из целостного образа конкретные существенные черты.

Для осмысления полученных результатов требуется теоретическое мышление, которое приобретает новую форму - интеллектуальную рефлексию.

Определение 2

Интеллектуальная рефлексия – способность к осознанию своих действий, причин своих поступков и совершению сознательного выбора.

Изменения в восприятии в подростковом возрасте

Психические новообразования интенсивно развиваются под воздействием учебной деятельности, социального взаимодействия. В этот период восприятие становится избирательной и целенаправленной деятельностью, носящий аналитико-синтетический характер. Значительно лучше развито внимание. Приобретают позитивные изменения объем, устойчивость, интенсивность внимания, усиливается способность к распределению внимания и его переключению. Во всем, что происходит с психикой, отчетливо прослеживается влияние мышления. Даже память опосредуется логическими операциями, запоминание строится не на механическом заучивании, а на установлении сложных межпредметных связей.

Постепенно память теряет то значение, которое она имела в период дошкольного и младшего школьного возраста Теоретическое мышление из тех отдельных элементов, которые были в младшем школьном возрасте, переходит в более зрелую стадию. У ребенка формируется теоретическое дискурсивное или рассуждающее мышление. Он свободно может оперировать различными понятиями, анализировать их, выводить суждения и умозаключения. Однако в связи с неравномерностью психического развития, на данном этапе сильны индивидуальные различия.

Развитие слушания и наблюдения у школьников

Учение как ведущий вид деятельности оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

Включение ребенка в учебную деятельность приводит к выделению следующих форм восприятия:

  • слушание;
  • наблюдение.

Необходимость воспринимать большие объемы информации на слух во время учебных занятий, выделять главное в речи педагога, запоминать понятия, приводят к формированию у младших школьников такого специфического вида перцептивной деятельности, как слушание. Развитие слушания предполагает уделение большого внимания к аудиальной информации в противовес зрительной, которая доминирует у детей в дошкольный период. В основе слушания лежат познавательный мотивы, которые реализуются через конкретные цели по восприятию, категоризации и усвоению абстрактной, не имеющей аналогов в других сенсорных системах, информации. Развитие слушания в значительной степени обогащает понятийный аппарат ребенка, способствует развитию его речевых процессов, а именно, способности правильно выстраивать фразы, логически связывать предложения между собой в связный аргументированный текст.

Активное использование в учебном процессе наглядных материалов, необходимость составления графиков, таблиц, логических блок-схем, приводит к развитию наблюдения.

Определение 3

Наблюдение – это визуальная форма перцептивной познавательной деятельности.

Наблюдение выходит за рамки простого целостного отражения окружающей реальности. Оно включает в себя процессы анализа, т.е. выделения структурных частей воспринимаемого объекта и установление связей между ними, синтеза, т.е. выстраивания нового целостного образа с учетом выявленных структурных взаимосвязей, категоризации, т.е. включения нового знания в систему уже ранее воспринятых сенсорных эталонов с его последующим узнаванием по существенным признакам.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :