Восприятие – это процесс целостного отражения объектов и явлений окружающего мира, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Процесс восприятия начинается в рецепторном отделе анализатора, когда раздражитель воздействует на специфические чувствительные нервные окончания. В частности, фотоны воздействуют на колбочки и палочки в сетчатке глаза, механический раздражитель на баро- и механорецепторы в кожном покрове, частички вещества на вкусовые луковицы в ротовой полости.
Внешний раздражитель, стимул преобразуется в нервный импульс, который по афферентным путям передается в подкорковые структуры головного мозга, а затем и кору. Первичная обработка информации предполагает ее разделение, классификацию входящих стимулов, по определенным параметрам –для зрительного восприятия это будут яркость, цветность, движение объекта, для слухового – высота, громкость звука.
На данном этапе воспринимаются только отдельные стороны отображаемого объекта, которые еще не являются целостным отражением и редко предъявляются в таком виде на внутреннее поле сознания. Отражение отдельных сторон осознается, как правило, при восприятии нового, сложного объекта, который не удается категорировать в соответствии с прошлым опытом, либо при значительных помехах восприятию, например, в густом тумане, или при оглушенном состоянии сознания.
И только когда возбуждение достигает вторичных, третичных полей сенсомоторной коры, информация от рецепторов расшифровывается в целостный образ – картинку, мелодию, чувство прикосновения, запах и вкус.
Образ - это непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры.
В рамках субъектно-деятельностной школы А. Н. Леонтьев выделил три основных подхода к пониманию образа:
Способность воспринимать образы не является врожденной, она формируется в процессе развития перцептивной деятельности. Так, слепорожденные люди, у которых уже в зрелом возрасте было восстановлено зрение, первоначально зрительно воспринимают окружающий мир как набор не связанных между собой отдельных признаков – цветов, линий, движений, форм. Способность вычленять из синкретического видения образы отдельных предметов формируется у них спустя 2-4 недели, в первую очередь, для объектов, знакомых по другим сенсорным системам.
Человек воспринимает стимулы от внешнего и внутреннего мира более чем через пятнадцатью сенсорных систем. Помимо традиционных пяти органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса – личность обладает температурной, вестибулярной, проприоцептивной (мышечной), болевой чувствительностью и т.д. Однако при несомненной важности всех рецепторных систем для поддержания жизнедеятельности организма и складывании картины мира, доля получаемой от них информации разная.
Так, более 80% информации о внешнем мире мы получаем через зрительный анализатор. На втором месте идет слуховой, затем тактильная чувствительность и остальные органы чувств.
С другой стороны, в психотерапевтической практике замечено, что разные люди уделяют большее внимание и легче запоминают информацию, представленную в различных сенсорных системах. Кто-то легко воспринимает на слух, кому-то требуется сопроводить рассказ картинкой, а кому-то нужно потрогать или попробовать предмет разговора.
На основании этой информации была сформулирована теория о ведущих модальностях личности. Всего в ней выделяется 3 модальности:
Ведущая модальность определяет не только предпочитаемый канал восприятия информации, но также преобладающее содержание мышления (образами, звуками, ощущениями) и отражается семантически через использование определённых слов в речи человека.
Так, например, пытаясь объяснить слушателю сущность какого-либо явления, визуал скажет «Посмотрите!», аудиал «Послушайте!», а кинестет «Почувствуйте».
Учет ведущих модальностей позволяет облегчить коммуникацию между людьми с разными репрезентативными системами, обеспечить наилучшее восприятие и понимание информации. В терапевтической практике выявление ведущей модальности пациента необходимо для построения эффективных терапевтических внушений. Информация, предъявленная реципиенту в языке его модальности не только лучше воспринимается, но и субъективно кажется ему более правдивой и значимой, в сравнении с информацией, представленной в других модальностях.
Синестезия – это нейрологический феномен, который заключается в распространении возбуждения из области одной сенсорной системы, в область другой сенсорной системы, что приводит к единовременному возникновению двух и более сенсорных ощущений на один раздражитель.
Синестезия представляет собой нейропсихологическую особенность, присущую достаточно ограниченному числу людей и не является психическим отклонением. В настоящее время выделяют два типа синестезии:
Существуют различные формы синестезии, как правило, устойчивая связь образуется между двумя сенсорными системами, одна из которых выступает в роли возбудителя, а вторая как конкурентное или дополняющее переживание. При этом возможны любые взаимосвязи между любыми перцептивными системами, хотя некоторые, например, графемно-цветовая, когда при восприятии букв и цифр возникают цветовые ассоциации, встречаются чаще других.