Мышление – это процесс и результат переработки чувственной информации, в рамках которого происходит конкретизации, классификация воспринятых образов, а также получение на их основании качественно новой информации.
Мышление взрослого человека тесно связано с речью. Все процессы и формы мышления реализуются при помощи использования слова, как наиболее энергоемкого способа обозначения понятия, которое позволяет единомоментно выразить большой объем точной информации. Однако словесно-логический уровень мышления не является врожденным, он формируется у ребенка по мере овладения языком и развития самосознания, когда речь, изначально предназначенная для взаимодействия с другими людьми, становится внутренним инструментом психики.
До этого момента, т.е. до младшего школьного возраста, когда словесно-логическое мышление окончательно занимает доминирующее положение, мыслительные процессы развиваются независимо от речи, в рамках восприятия и практической манипуляции с предметами окружающего мира. В данный период закладываются два типа мышления:
Таким образом, наглядное мышление очень тесно связано с процессом восприятия, оно развивается вместе с ним и в рамках его деятельности, перестраивая сам процесс отражения объектов окружающего мира, выводя его на более высокий уровень.
Восприятие, как процесс целостного отражения объектов, не является простой механической суммой ощущений. Оно включает в себя распознавание структуры отображаемого объекта, выявление его существенных сторон и связей между ними, построение нового образа объекта на основании полученной информации и, наконец, соотнесение итогового образа с ранее усвоенными сенсорными эталонами, благодаря чему становится возможно быстрое узнавание объекта, при его повторном восприятии даже в изменившихся условиях.
Осуществление всех этих мыслительных операций с воспринимаемыми образами протекает не без участия мышления. В сенсорной обработке участвуют четыре основных процесса мышления:
Анализ предполагает мысленное или практическое расчленение объекта восприятия на части. Синтез, напротив, осуществляет через соединение, склеивание различных сторон воспринимаемого объекта в целостный образ. В литературе достаточно часто можно встретить позицию, противопоставляющую эти два, действительно разнонаправленных, процесса. Однако она не состоятельна, т.к. без целостного восприятия объекта, т.е. синтеза, будет невозможно вычленение его составляющих частей, а без понимания его составляющих частей и связей между ними, т.е. анализа, невозможно создание целостного многогранного образа объекта.
С точки зрения отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский и д.р.) эти процессы реализуются путем механизма анализа через синтез. Он представляет собой последовательную «спираль» процессов анализа и синтеза, на которой каждый новый виток, предполагает более глубокий уровень реализации данных процессов. Включая объект во все новые взаимодействия с окружающей средой личность выявляет его ранее неизвестные свойства, которые затем встраиваются в целостный образ объекта, и дают возможность для дальнейших действий с ним.
Абстрагирование предполагает мысленное выделение существенных свойств объекта, при отвлечении от несущественных. В восприятии абстрагирование помогает сфокусировать внимание на тех качествах отображаемого предмета, которые являются значимыми с точки зрения ситуационных мотивов личности, облегчает задачу узнавания объекта при изменении его внешних характеристик или условий восприятия.
Обобщение проявляется в выделении общих существенных свойств или связей для целого ряда объектов. В восприятии обобщение способствует категоризации объекта, его соотнесению с сенсорными эталонами, включению в личностную структуру перцептивного опыта.
Ранние подходы к изучению восприятия рассматривали его исключительно как процесс непосредственного отражения раздражителей. Однако по мере развития научного понимания процесса восприятия, все больше последователей имеет парадигма, в рамках которой восприятие рассматривается как целостный перцептивный акт, который имеет свои мотивы, проистекающие из потребности человека в получении новой информации, конкретные познавательные цели и значительный арсенал перцептивных действий по их реализации.
Современные исследователи, в частности В.А. Барабащиков, подходят к исследованию восприятия как вида знания, равноценного по сравнению со знанием, получаемым в процессе мышления. В рамках перцептивного акта возможно отображение таких сторон и свойств воспринимаемого объекта, которые не могут быть представлены во всей полноте в содержании абстрактно-логического мышления, исключенного из перцептивной деятельности.