Восприятие – это процесс целостного отображения объектов и явлений окружающего мира, на субъективном плане сознания.
Процесс восприятия не ограничивается простым отображением реальности, он складывается в сенсорную, познавательную деятельность, в которой важную роль играют моторные компоненты. При тактильном восприятии они представлены мелкой моторикой рук, в процессе ощупывания предмета и более крупными движениями при перемещении или измерении веса объекта. В рамках зрительного восприятия моторный компонент проявляется через работу глазодвигательных мышц, которые позволяют фокусировать взгляд на близких или удаленных предметах, их составных частях. Двигательная активность сопутствует вкусовому и обонятельному восприятию, при движении пищи в ротовой полости, или напряжении лицевых мышц, обеспечивающих больший приток воздуха к рецепторам.
Моторные акты не только обеспечивают перцептивную деятельность, они выступают одним из условий ее формирования. При изучении глазодвигательных сенсорных стратегий было установлено, что при первой встрече в объектом, человек его как бы «ощупывает» взглядом, фокусируя свое внимание на разных точках воспринимаемого объекта. Это позволяет избежать искажений в отображаемом образе объекта, которые возникают по законам оптики, а также создает его модель в нейронной сети, после чего для узнавания объекта и других схожих с ним, будет достаточно одного взгляда.
Таким образом, визуальная стратегия «ощупывания» строится на основании практических двигательных актов хватания и перемещения в младенчестве, равно как и способность зрительно оценивать расстояние до объекта, взаимное расположение объектов в пространстве.
Значительная роль моторных компонентов в процессе перцептивной деятельности стала основанием для создания моторных концепций восприятия. Одна из первых разработок была осуществлена отечественными учеными В.П. Зинченко и Б.Ф. Ломовым в 1960-м году. Согласно их предположениям движения глаз можно разлить на две категории:
В 1971 году Б.Х. Гуревич, опираясь на исследования Сеченова и Шеррингтона, выдвинул предположение о формировании у индивида в процессе сенсорной деятельности обобщенного проприоцептивного образа мира, благодаря которому личность может ориентироваться в окружающем пространстве даже при блокировке отдельных органов чувств, например, в условиях полной темноты.
В 1974 году Д. Нотон и Л. Старк выявили закономерность, согласно которой у каждого человека существует свой стабильный, но индивидуальный маршрут, для визуального изучения сюжетных картинок. Дальнейшие исследования показали, что у одного и того же наблюдателя может быть несколько глазодвигательных шаблонов, выбор которых зависит от характера осматриваемого объекта. Авторы выдвинули гипотезу, что визуальные шаблоны представляют собой «кольцо признаков» - последовательность переходов зрительного фокуса по структурным элементам изображения, которые копируют аналогичные движения при непосредственном восприятии реального объекта.
Однако дальнейшие экспериментальные исследования не предоставили подтверждения теоретическим положениям, выдвинутым в рамках моторной теории восприятия. На современном этапе концепция находится скорее в стадии стагнации, а ее сторонники объясняют выявленные феномены не с позиции афферентного, восходящего, синтеза информации в процессе ее восприятия, а через иннервационную или эфферентную концепцию, в центре которой находится ответная реакция организма на воспринятые стимулы.