Критерии восприятия


Критерии восприятия

Критерии функциональной сохранности

Замечание 1

Восприятие - один из важнейших психических процессов, который обеспечивает личность целостными образами объектов и явлений окружающего мира. В его рамках происходит первичная обработка входящей информации включающая в себя как анализ воспринятого образа, разложения его на составляющие части, ощущения, так и синтез, в котором учитывается взаимное влияние выявленных частей.

Человек получает информацию о внешнем и внутреннем мире от множества анализаторных систем, которые помимо пяти привычных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и тактильная чувствительность), включаются в себя также температурную чувствительность, вестибулярный аппарат, проприоцепцию (мышечное чувство), ноцицепцию (болевая чувствительность) и многие другие.

Частичная или полная потеря чувствительности даже одной рецепторной системы, оказывает серьезное влияние на внутреннюю картину мира личности, искажает восприятие окружающей реальности. Наибольшее значение в получении информации о внешнем мире играют зрительная и слуховая чувствительность которые обеспечивают до 90% всех поступающих сведений.

Проверка сохранности функциональных возможностей сенсорных систем включает в себя ряд критериев восприятия, по которым можно судить о ее нормальном или аномальном функционировании.

Для визуального восприятия критериями выступают:

  1. острота зрения - его разрешающая способность, возможность различать две максимально приближенные друг к другу точки;
  2. цветовосприятие - способность к различению цветов и их оттенков;
  3. поле зрения - состояние периферического восприятия;
  4. характер зрения - способность к бинокулярному зрению;
  5. глазодвигательные функции - способность фиксировать взгляд на объектах.

Для аудиального восприятия используются следующие критерии:

  1. восприятие речи
  2. восприятие громкости
  3. восприятие тональности
  4. восприятие ритма

Критерии межличностного восприятия

Одной из наиболее сложных и важных задач, которые ложатся на процесс восприятия, является обеспечение процесса общения, межличностного взаимодействия. Общение с другими людьми является неотъемлемым условием формирования и развития человека. Только в обществе, в процессе социализации индивид может приобрести индивидуальность и стать личностью.

Замечание 2

В тоже время, межличностное взаимодействие создает большую нагрузку на восприятие - требуется согласованная работа множества сенсорных систем, а также мгновенная интерпретация получаемой информации, ее сличение с уже усвоенными ранее сенсорными эталонами, принятие решений о значении тех или иных проявлений собеседника. Все это необходимо для обеспечения понимания в ходе беседы.

Оценка поведения других людей также проходит по ряду критериев. Одним из первых является критерий новизны. Личность склонна в первую очередь концентрировать восприятие на чем-то новом, неожиданном, выделяющемся. Именно по этому новые социальные контакты перетягивают на себя фокус внимания с более привычных.

Критерий правдивости. Вся информация о собеседнике оценивается с точки зрения ее соответствия нашим представлениям о нем или о естественном поведении человека в схожем контексте. Если проявления партнера по общению противоречат нашим стереотипам, это вызывает сомнение в достоверности излагаемой им информации.

Критерий согласованности предполагает оценку соответствия содержания речи собеседника, его невербальным проявлениям и общему контексту ситуации. Согласованность или конгруэнтность способствует лучшему восприятию информации, ее представлению как более правдивой и важной. Рассогласованность, напротив, создает барьеры, так как внимание отвлекается на устранение противоречий, а также возникает ощущение ложности передаваемого сообщения.

Критерий позитивности. В процессе общения производится достаточно субъективная классификация поведения собеседника на "хорошее" и "плохое". Так, например, пристальный взгляд может быть расценен как попытка давления, хотя может быть проявлением интереса. Разделение поведенческих актов на позитивные и негативные строится на основании опыта личности и ее собственных установок по отношению к межличностному общению. Зачастую порождаемые такой классификацией ошибки создают серьезные преграды для коммуникации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :