Детское восприятие


Детское восприятие

Определение 1

Восприятие – это активный процесс целостного отражения объектов, явлений внешнего и внутреннего мира, связанный с их переработкой, выделением центральных признаков и отсеиванием вторичных. Восприятие является одним из познавательных процессов, с которого начинается вся познавательная деятельность личности.

Этапы развития детского восприятия:

  • младенчество
  • раннее детство
  • дошкольное детство
  • младший школьный возраст

Рассмотрим их особенности.

Младенчество (0-1 года)

У новорожденного ребенка процесс восприятия не сформирован, он может только отражать отдельные свойства объектов окружающего мира, т.е. реализовывать процесс ощущения. Восприятие требует определенной тренировки. Первые его формы появляются к концу первого месяца жизни. До этого времени ребенок реагирует только на сильные раздражители, такие как свет, звук, запах материнского молока.

Младенчество является периодом активного развития всех сенсорных систем, окружающая среда ребенка в этот период должна быть максимально насыщенной различными цветовыми, звуковыми и тактильными стимулами. В это же время ребенок научается распознавать лицо и как следствие формируется комплекс оживления.

В три месяца ребенок начинает следить взглядом за предметами, а в четыре он уже активно смотрит, стремясь «изучить» предмет. В полгода формируется восприятие цвета, а в восемь месяцев – понимание глубины. Итогами младенчества можно назвать способность ребенка выделять отдельные предметы из окружающей среды, а также формирование сенсорной картины мира, скорость развития которой зависит от насыщенности окружения ребенка стимулами разного рода.

Ранее детство (1-3 лет)

Период раннего детства характеризуется дальнейшим активным процессом развития восприятия, который протекает в рамках предметной практической деятельности ребенка. Манипулируя с предметами, познавая их функциональное предназначение, ребенок получает первый опыт и навыки анализа объектов окружающего мира, выделения их существенных свойств, различения одних предметов от других. Поскольку господствующим на этом периоде является наглядно-действенное мышление, то перцептивные операции с предметами носят манипулятивный характер, а выделение существенных признаков производится в рамках непосредственной функции предметов.

Пример 1

Например, для определения размера или формы предмета, ребенок должен соотнести его с эталоном, т.е. все круглые предметы будут ставится рядом с самым маленьким мячиком для определениях их размера.

В этом возрасте для ребенка имеют значение только те свойства предмета, которые непосредственно связаны с его функциями. Выделение отвлеченных свойств, таких как цвет, материал представляет для ребенка значительные трудности. К концу данного возрастного периода ребенок переходит к наглядно-образному мышлению, что выражается в его способности сравнивать предметы не манипулируя ими непосредственно, а также отвлекаясь от его непосредственного назначения.

Дошкольное детство (3-7 лет)

В дошкольный период происходит становление восприятия, как активной формы познавательной деятельности ребенка. Значительную роль в этом процессе играет развитие речи, а также волевого компонента личности. Благодаря развитию речи ребенок научается отделять свойства от самого предмета, в результате формируются сенсорные эталоны и возникают первые обобщенные понятия – классы предметов (стол, шар, животное и т.д.).

Развитие волевой сферы обеспечивает большую самостоятельность процесса восприятия, ослабление его связи с аффективной сферой, проявлению большей произвольности. Ребенок начинает концентрироваться не на самых ярких предметах, а самостоятельно управляет свой перцептивной деятельностью. Формируется структура этой деятельности, ребенок начинает ставить перед собой игровые цели, в рамках которой происходит изучение свойств предметов, а также подбираются специальные действия.

Младший школьный возраст (7-11 лет)

Младший школьный возраст характеризуется продолжением развития тех процессов, которые начались в дошкольном возрасте. Восприятие продолжает становится все более осознанным, целенаправленным и специализированным видом деятельности. Ребенок уже может узнавать незнакомые ему предметы, относя их к сформированным у него категориям вещей. В процессе обучения дети учатся выделять существенные стороны объекта, а также связи между ними, выстраивать новый целостный образ предмета на основе выделенных взаимосвязей.

В то же время сохраняются определенные черты, характерные для восприятия дошкольника. В частности, ребенок легче выделяет визуальные качества предмета, такие как цвет, размер, формы по сравнению с его смысловыми характеристиками. Он может путать схожие по внешнему виду буквы, цифры, предметы. Наибольшее развитие в этом возрасте получает такой вид восприятия, как слушание, которое в процессе школьного обучения становится самостоятельным видом учебной деятельности ребенка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :