Аудиальное восприятие обеспечивает отражение и переработку звуковых волн, давая возможность различать не только отдельные звуки, но и такие сложные явления как речь и мелодия. Аудиальное восприятие реализуется посредством слухового анализатора.
Слуховой анализатор состоит из трех отделов:
Ухо состоит из трех отделов - наружного, среднего и внутреннего. Задача наружного отдела состоит в улавливании звуковых волн и их усилении, а среднего в преобразовании звуковых колебаний в механические. Во внутреннем ухе, представленном улиткой, происходит непосредственное раздражение рецепторных окончаний.
Согласно резонансной теории Гельмгольца предложенной в 1863 году, восприятие различных по тону колебаний воздушной среды происходит благодаря явлению резонанса. В основной пластинке улитки находится около 24 тысяч волокон различной длинны и натянутости. У основания улитки расположены наиболее короткие и сильно натянутые волокна, по мере продвижение к вершине длинна волокон растет, а натяжение напротив падает. По идее Гельмгольца различные части пластинки реагируют колебаниями своих волокон на звуки различной высоты.
Данное положение было подтверждено опытами Л. А. Анд на собаках. У подопытных вырабатывались условные рефлексы на звуки различной высоты, после чего основная пластинка улитки частично повреждалась. В зависимости от локализации повреждений наблюдалось исчезновение условных рефлексов на звуки определенной частоты.
Возбуждение от слуховых рецепторов передается по нервам преимущественно в противоположное полушарие ГМ, образуя перекрест в продолговатом мозге. Первичная обработка слуховых ощущений происходит в 41 и 42 полях коры головного мозга, где происходит распознавание высоты, силы, ритмичности раздражителя. Дальнейшая обработка связанная с узнаванием сигнала (распознание речи, музыки, голосов животных), происходит после распространения сигнала по коре больших полушарий.
Эволюционно аудиальное восприятие направлено на решение адаптационных задач, на приспособление организма к окружающей среде и обеспечение его выживания и служит дополнением к визуальному восприятию. Однако в современном мире роль слухового анализатора гораздо более велика.
Повреждение слухового восприятия ведет к невозможности усвоения ребенком речи - важного психического новообразования, которое выступает главным каналом восприятия культурно-исторического опыта человеческого общества. Язык это не только способ кодировки и передачи информации, это многомерная система взаимосвязанных смыслов и значений, знаний об окружающем мире, отношений к его составляющим, способов взаимодействия с ними.
Внешняя устная речь выступает как условие формирования внутренней речи ребенка, перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, дальнейшему развитию интеллекта, усвоению письменной речи, развитию фантазии и воображения, способности к творческой деятельности.
Аудиальное восприятие играет значительную роль в восприятии информации, а также человека человеком, через различение интонации, чистоты, обертонов голосового сообщения, на основании которых выстраиваются гипотезы об истинности-ложности сообщения, симпатии-антипатии к говорящему.
Кроме того, аудиальное восприятие способствует созданию цельной, интегральной картины мира, обеспечивает слушание, как один из важнейших видов учебной деятельности.