Внутренний диалог


Внутренний диалог

Понятие внутреннего диалога

Определение 1

Внутренний диалог - это интрапсихический процесс, протекающий в речевой диалогической форме, направленный на разрешение интеллектуально-неоднозначной, личностно-эмоционально значимой, конфликтной проблематики (А.В. Россохин).

Данное понятие может быть заменено такими терминами, как «интрапсихическая коммуникация», «внутренняя коммуникация», «внутриличностная коммуникация». Во многих исследованиях они употребляются как равнозначные синонимы.

Однако внутренний диалог не сводим к внутренней речи. Внутренняя речь активно изучалась Л.С. Выготским. Он считал, что представляет собой самобытную функцию речи, а не только к мысленному звучанию внешней речи за минусом звука. Внутренний диалог реализуется с помощью внутренней речи. Ему присущи ее свойства, такие как свернутость, предикативность, исходя из этого такие психологи как Г.В. Гусев, В.Н. Волошин, рассматривают внутренний диалог как разновидность внутренней речи.

Принято считать, что внутренний диалог представляет собой результат наличия внутри сознания сразу нескольких субъектов: Я и Я-другого. А.В. Россохин в качестве третьего собеседника вводил «рефлексивное Я», которое пытается переосмыслить имеющийся опыт. Одновременно он выступает как связь с внешним миром, т.к. в процессе внутреннего диалога необходимо соотносить события внутренней жизни с внешними явлениями, с объективной реальностью, в том числе принимать во внимание мнения других внешних и внутренних собеседников.

Участники внутреннего диалога характеризуются тем, что имеют несовпадающие позиции, расходящиеся оценки событий или ситуаций. Для пояснения этого явления В.А. Петровский ввел понятие «отраженная субъектность». Это предполагает, что некто отражен во мне как субъект, что значит «я ощущаю его присутствие в значимой ситуации», а также «его присутствие способно повлиять на мое отношение к ситуации, мои мотивы». Когда происходит внутренний диалог, т.е. в ситуации рассогласования между Я и Другое Я, наблюдается развитие личности, рост его самосознания.

Замечание 1

Существуют разные попытки объяснить его появление. Так, одно из объяснений заключается во взаимодействии разных эго-состояний внутри личности (ребенка, взрослого, родителя).

Основными функциями внутреннего диалога являются:

  • реализация процессов мышления;
  • открытие новых элементов самосознания и Я-концепции;
  • переоценка и развитие самости, иерархии мотивов.

Выделяют три формы внутреннего диалога:

  • диалог сознания и самосознания ребенка;
  • развитая форма внутреннего диалога, в том числе реализация процесса мышления, личностные внутренние диалоги;
  • диалог как форма внутреннего конфликта личности.

Рефлексия и внутренний диалог

Определение 2

Рефлексия представляет собой процесс мышления, обращенный на анализ причин, процесса и результатов собственной деятельности, принятых решений и эмоциональных переживаний.

Рефлексия играет значительную роль в собственном осознании, меняя его структуру и функции в зависимости от содержания рефлексируемого опыта. От того, насколько хорошо развит внутренний диалог, зависит активность рефлексии. Главное различие между процессами рефлексии и внутреннего диалога состоит в их назначении. Рефлексия призвана помочь в осознании и усвоении своего внешнего и внутреннего опыта, отразить его в виде определенного смысла, в то время как задача внутреннего диалога породить новый смысл через принцип взаимодействия.

Однако рефлексия может быть направлена на сам внутренний диалог. Выделяют следующие рефлексивные уровни внутреннего диалога:

  1. нарративный - констатация появления возможности осознания субъектом того материала, который ранее ускользал от внимания;
  2. диалогический - реплики внутренних собеседников;
  3. когнитивный - фиксация и переосмысление содержания внутреннего диалога;
  4. аксиологический - оценка, выработка собственной позиции, отношения к когнитивным конструкциям и аффективным реакциям, их причинам и последствиям.

Внутренний диалог в психотерапии

Поскольку внутренний диалог тесно связан с процессами рефлексии, самооценки, жизненного выбора, его можно рассматривать в качестве одного из факторов, воздействующих на развитие личности. С этой точки зрения внутренний диалог представляет собой значительный интерес в прикладной психологии. Рассматривая концепции участия внутреннего диалога в психологическом консультировании и психотерапевтическом процессе, можно выделить два основных подхода.

Первый подход предполагает изучение внутреннего диалога личности клиента как диагностического объекта, маркера и его внутреннего состояния. Данный подход основывается на теоретических положениях диалогического подхода М.М. Бахтина. Согласно его модели содержание внутреннего диалога анализируется с позиции трех критериев: выявления автора, реципиента и объекта сообщения. Высказывание может иметь одновременно несколько адресатов, что задает необходимость его одновременного анализа клиентом с различных точек зрения и позиций каждого из предполагаемых адресатов сообщения. Также адресатом может выступать сам автор сообщения, в этом случае речь идет о саморефлексивном высказывании, которое позволяет изучить специфику проективной идентификации клиента.

Замечание 2

Многоаспектный анализ сообщений внутреннего диалога с выше указанной позиции позволяет раскрыть смысловую ценность актуальной психологической проблемы личности как для терапевта, так и для самого клиента.

Второй подход рассматривает внутренний диалог как объект терапевтического воздействия и средство динамических изменений личности. Внутренний диалог понимается здесь как развивающаяся интегративная структура, которая может включать в себя различные функциональные системы личности. Выступая как площадка для реализации взаимодействия сообщества голосов субличностей, клиента внутренний диалог позволяет терапевту рассмотреть сущность и структуру конфликтной ситуации, выявить его мотивационно-потребностные основания, а также направить взаимодействие внутренних структур личности в русло позитивных изменений.

Конечной целью терапевтического процесса в данном подходе является обучение клиента эффективным приемам управления своим внутренним диалогом, при котором доминантная роль отдается тем субличностям или голосам, которые в наибольшей степени отвечают запросам актуальной жизненной ситуации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :