Под ассоциацией принято понимать возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (мыслями, ощущениями, представлениями и т.д.), которая выражается в том, что при появлении одного содержания, в сознании возникает другое.
Ассоциация как явление в психологии было известно еще со времен глубокой древности. Еще Платон и Аристотель описывали ассоциации, однако как термин данное понятие было введено Джоном Локком.
Все ассоциации разделяется по типу их образования. Так, одни авторы (Милль, Юм) разделяли ассоциации по сходству, по контрасту, по смежности в пространстве и времени, причинно-следственные ассоциации. Другие психологи, такие как Д. Гартли, отрицали активное участие субъекта в возникновении ассоциаций, поэтому разделяли ассоциации по смежности.
Брауном были обнаружены факторы, которые способствовали возникновению конкретной ассоциации. Они были названы «вторичными законами». К ним относились такие факторы, как:
Он показал, чем чаще возникают какие-либо образы, чем более сильные эмоции они вызывают, чем свежее впечатление о них, чем они необычнее, тем больше шансов на установление между ними связи, т.е. на возникновение ассоциации.
С точки зрения физиологии ассоциации представляют собой условный рефлекс как устойчивую связь между двумя центрами нервного возбуждения
Ассоциативное мышление – процесс обработки, классификации и создания качественно новой информации на основе установления ассоциативных связей.
Ассоциативное мышление тесно связано с воображением человека и является одним из элементов его творческой деятельности. Чем лучше развито воображение, тем больше способностей у личности к установлению ассоциаций, причем связь между возникающими образами или понятиями не обязательно должна быть прямой. Чем сложнее связь, тем выше степень развития ассоциативного мышления. Как и творческие способности и память, ассоциативное мышление поддается тренировке.
Одним из самых простых способов тренировки ассоциативного мышления является продолжение цепочки ассоциаций. Более сложным является выстраивание цепочки слов от первого заданного к последнему. Для развития мышления активно применяется метод ассоциаций, так английский писатель Т. Бьюзен разработал специальные ментальные карты, суть которых сводится к построению от центра листа с помощью ассоциаций разветвленного «дерева», поясняющего центральный исходный образ (понятие).
В XIX веке одним из самых ведущих направлений в психологии являлся ассоцианизм или ассоциативная психология.
Ассоциативная психология - это общее название для целого направления разных школ и концепций в психологии, которые считали ассоциацию главным механизмом функционирования сознания и психики.
Целый ряд предпосылок подготовил возникновение ассоциативной психологии. К ним можно отнести стремление объяснить ассоциацию как принцип действия целого ряда психических явлений и процессов, например, функционирование памяти. Декарт пытался использовать ассоциации как метод для понимания своих страстей и способов совладания с ними. Спиноза рассматривал ассоциации как некоторые особенности «движения мыслей».
Выделяют следующие этапы в развитии ассоциативной психологии:
Развитие ассоциативной психологии связано с такими именами, как Томас Браун, Джеймс Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер и другие. Помимо введения вторичных законов ассоциации, Т. Браун рассматривал участие ассоциаций в процессе мышления, сводя его к выбору одной из ассоциаций, которые возникают в ответ на предъявляемую задачу.
Книга Дж. Милля «Анализ явлений человеческого духа» считается вершиной английского ассоцианизма. Он свел всю психическую жизнь человека к ощущениям, представлениям и ассоциациям. Только они втроем, составляя бесчисленное количество комбинаций, составляют основу человеческого духа, представляют его механизм. В качестве причин, вызывающих ассоциации, он выделял только две: частоту повторения и живость ассоциативных ощущений. В итоге он вывел общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы.
Ассоциации часто применяются для диагностики психического состояния личности. З. Фрейд разработал метод, известный как метод свободных ассоциаций, в 1896 году.
Метод свободных ассоциаций - диагностическая и терапевтическая методика психоанализа, основанная на спонтанном свободном изложении собственных мыслей-ассоциаций пациентом.
Фрейд считал, что даже в состоянии сознания человек способен выдать многое из того, что скрыто в его подсознании, надо всего лишь прислушаться к тому, что он говорит. Для протекания успешности сеанса с применением метода свободных ассоциаций должны быть выстроены спокойные доверительные отношения между психологом и клиентом, последний не должен испытывать психологический дискомфорт. Во время сеанса клиент лежит на кушетке, в то время как психоаналитик сидит в его изголовье, но так, чтобы не было видно его лица, беседа идет о жизни и самочувствии пациента. Открыто, не стараясь что-либо скрыть, клиент рассказывает все, что приходит ему в голову. В силу ассоциативности мышления он произносит те слова и фразы, которые указывают на источник его проблем, а также доминирующие мысли.
Метод свободных ассоциаций с момента его разработки является ведущим методом в психоаналитической терапии.