Экологическое образование детей дошкольного возраста


Экологическое образование детей дошкольного возраста

Понятие и функции экологического образования

Определение 1

Экологическое образование подразумевает развитие у детей любви к окружающему миру, формированию познавательной мотивации к изучению природы, пониманию основ экологической культуры, необходимости ухаживать за животными и растениями.

Функции экологического образования, формирующие экологическую культуру дошкольников:

  1. Обучающая
  2. Развивающая
  3. Воспитывающая

Понимание окружающего мира как ценности и осознание себя частью всего живого позволяет формировать экологическую культуру у дошкольников.

Организация обучающего процесса по экологическому образованию предполагает в ребенке проявление таких ценностных качеств, как толерантность, умение вжиться в роль другого, взаимопонимание, взаимодействие. Ценностный подход в экологическом воспитании помогает формировать бережное отношение к природе, осознавать себя жителем планеты Земля. Все это позволит ребенку определяться в окружающем мире и выбирать стратегии поведения с позиции экологической целесообразности. Современное образование дошкольников предполагает экзистенциальные концепции развития ребенка.

Экологическое образование подразумевает в соответствии с новыми стандартами непрерывное образование. Одним из методов экологического образования является проектная деятельность дошкольников. Важно формирование представления у ребенка о необходимости сохранения собственной среды обитания с учетом понимания взаимосвязей между социальными, экологическими и экономическими вопросами.

Экологическое образование обеспечивает экологическую безопасность, стабильность, повышает качество жизни.

Особая актуальность экологического образования проявляется в том, что современные дети живут в городе, мало общаются с природой, происходит всеобщая урбанизация, когда уменьшается количество зеленых насаждений, увеличивается скорость жизни, меняется облик городов и образ жизни в них.

Требования к педагогу

Педагог обязан:

  • Изучать способности, потребности, результаты дошкольников в сфере экологического образования и проектировать программы на основе этих результатов или маршрутов,
  • организовывать обучение экологической направленности с помощью технологий, которые соответствуют возрасту дошкольников,
  • устанавливать взаимодействие с общественными экологическими организациями, детскими коллективами и родителями,
  • использовать все возможности образовательной экологической среды,
  • постоянно повышать квалификацию в вопросах экологического образования,
  • организовывать экологическое пространство с целью развития культуры детей дошкольного возраста,
  • собирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию по проблемам экологического просвещения,
  • разрабатывать современные педагогические технологии для экологического образования в обучении, воспитании и развитии личности,
  • проводить эксперименты по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности в экологическом образовании,
  • анализировать полученные результаты экологического образования дошкольников,
  • осознавать социальную значимость деятельности в сфере экологического образования в ДОУ,
  • использовать знания гуманитарных, социальных и экономических наук в решении задач экологического образования,
  • владеть речевой культурой в описании экологически значимых процессов и т.п.,
  • нести ответственность за результаты деятельности в экологическом образовании,
  • готовить и редактировать тексты социально и экологически значимого содержания,
  • решать задачи развития личности дошкольника средствами экологического воспитания,
  • применять современные методики обучения и диагностики для достижения качества экологического образования,
  • помогать дошкольнику осознавать свои потребности, создавать условия для его самоопределения и ориентировать на выбор будущей профессии в условиях экологического образования,
  • взаимодействовать с детьми, родителями, коллегами и социальными партнерами, осуществляя цели экологического образования,
  • организовывать взаимодействие детей дошкольного возраста, поддерживать активность , инициативность, самостоятельность, творческие способности дошкольников в реализации целей экологического образования,
  • обеспечивать охрану жизни и здоровья дошкольника в условиях экологического образования.

Особенности проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников

Одним из способов экологического образования является формирование у дошкольника целостного взгляда на природу и место человека в ней. Ребенок видит взаимосвязи между объектами в природе, происходит развитие ответственного отношения к охране природы родного края, собственному здоровью. Для этого разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка. Устанавливаются соответствующие отношения с государственными организациями, которые отвечают за экологическую сферу деятельности (например, лесничество). Так, очень популярны живые уголки природы в группе детского сада, экологические тропы.

Содержание экологического образования базируется на технологиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Организуется сад с природными объектами, которые развивают развитие органов чувств ребенка с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей. Так, объект может быть связан с проблемами региона, в котором проживают дети, народными приметами, необходимостью сохранения птиц, животных и других объектов живой природы, занесенных, например, в Красную книгу и обязанностями оберегать природу родного края. Именно деятельностный, личностно-ориентированный подход позволяет достигать результатов экологического образования детей дошкольного возраста (в частности, возможность открытия дошкольного шефства на базе природоохранного объекта с вовлечением в него, как детей, так и родителей).

Проектная деятельность в экологическом образовании предполагает предварительную диагностику уровня знаний и развития дошкольника, затем наполнение содержанием программы с учетом полученной диагностики. После осуществления проекта проводится диагностика достигнутых результатов в усвоении новых знаний, личностных умений, готовности занимать активную позицию и действовать для реализации защиты родного края от варварского отношения человека к природе, осознанию дошкольника себя способным приносить ощутимую пользу сформированными видами поведения.

Таким образом, согласно современной педагогической концепции образования экологическое образование может быть только в рамках целостного развития дошкольника.

Замечание 1

Экологическое образование в дошкольном учреждение предполагает преемственность с начальной школой, где будет происходить дальнейшее развитие заложенных в дошкольном учреждении знаний, представлений, ценностей, сформированных сенсорных каналов.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :