Экологическое образование подразумевает развитие у детей любви к окружающему миру, формированию познавательной мотивации к изучению природы, пониманию основ экологической культуры, необходимости ухаживать за животными и растениями.
Функции экологического образования, формирующие экологическую культуру дошкольников:
Понимание окружающего мира как ценности и осознание себя частью всего живого позволяет формировать экологическую культуру у дошкольников.
Организация обучающего процесса по экологическому образованию предполагает в ребенке проявление таких ценностных качеств, как толерантность, умение вжиться в роль другого, взаимопонимание, взаимодействие. Ценностный подход в экологическом воспитании помогает формировать бережное отношение к природе, осознавать себя жителем планеты Земля. Все это позволит ребенку определяться в окружающем мире и выбирать стратегии поведения с позиции экологической целесообразности. Современное образование дошкольников предполагает экзистенциальные концепции развития ребенка.
Экологическое образование подразумевает в соответствии с новыми стандартами непрерывное образование. Одним из методов экологического образования является проектная деятельность дошкольников. Важно формирование представления у ребенка о необходимости сохранения собственной среды обитания с учетом понимания взаимосвязей между социальными, экологическими и экономическими вопросами.
Экологическое образование обеспечивает экологическую безопасность, стабильность, повышает качество жизни.
Особая актуальность экологического образования проявляется в том, что современные дети живут в городе, мало общаются с природой, происходит всеобщая урбанизация, когда уменьшается количество зеленых насаждений, увеличивается скорость жизни, меняется облик городов и образ жизни в них.
Педагог обязан:
Одним из способов экологического образования является формирование у дошкольника целостного взгляда на природу и место человека в ней. Ребенок видит взаимосвязи между объектами в природе, происходит развитие ответственного отношения к охране природы родного края, собственному здоровью. Для этого разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка. Устанавливаются соответствующие отношения с государственными организациями, которые отвечают за экологическую сферу деятельности (например, лесничество). Так, очень популярны живые уголки природы в группе детского сада, экологические тропы.
Содержание экологического образования базируется на технологиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Организуется сад с природными объектами, которые развивают развитие органов чувств ребенка с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей. Так, объект может быть связан с проблемами региона, в котором проживают дети, народными приметами, необходимостью сохранения птиц, животных и других объектов живой природы, занесенных, например, в Красную книгу и обязанностями оберегать природу родного края. Именно деятельностный, личностно-ориентированный подход позволяет достигать результатов экологического образования детей дошкольного возраста (в частности, возможность открытия дошкольного шефства на базе природоохранного объекта с вовлечением в него, как детей, так и родителей).
Проектная деятельность в экологическом образовании предполагает предварительную диагностику уровня знаний и развития дошкольника, затем наполнение содержанием программы с учетом полученной диагностики. После осуществления проекта проводится диагностика достигнутых результатов в усвоении новых знаний, личностных умений, готовности занимать активную позицию и действовать для реализации защиты родного края от варварского отношения человека к природе, осознанию дошкольника себя способным приносить ощутимую пользу сформированными видами поведения.
Таким образом, согласно современной педагогической концепции образования экологическое образование может быть только в рамках целостного развития дошкольника.
Экологическое образование в дошкольном учреждение предполагает преемственность с начальной школой, где будет происходить дальнейшее развитие заложенных в дошкольном учреждении знаний, представлений, ценностей, сформированных сенсорных каналов.