Дошкольная педагогика богата своей историей, за которую сложилось многообразие взглядов на развитие, воспитание и образование дошкольника. Дошкольная педагогика основывается на общей педагогике.
В современном мире приоритетной теорией дошкольного образования становится гуманитарная теория, смыслом которой является гуманистический подход к изучению мира ребенка, в отношении к ребенку как отдельной личности, человеку. Основой этой теории является познание, понимание, помощь в развитии детям дошкольного возраста.
Задачей такого подхода является изучение вопросов социализации личности дошкольника, включение в мир культуры через предметное познание, взаимоотношения с людьми и создание собственного детского мира во взаимодействии с вещами и людьми. Ребенок включается в этот мир, получая опыт посредством искусства, познания мира и собственной деятельности в этом мире.
В рамках этой теории предметом исследования становятся ребенок, педагог и педагогический процесс, успешность которого определяется диалогом между ребенком и педагогом.
В истории дошкольной педагогики разнятся взгляды на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, когда приоритет то в сторону одного вида деятельности, то другого, то целостного взгляда на единство данных процессов.
Древняя Эллада использовала два вида развития дошкольников:
Сократ создал такой способ обучения, когда ребенок может искать сам свободно и творчески ответ на вопрос в ходе эвристической беседы.
Платон говорил об единстве духовного и физического воспитания. Аристотель обучал на прогулках, отмечая важность развития не только личности, но и ее души.
В Древнем Риме главной ценностью была любовь к родине, мотивация к учебе и отсутствие принуждения к этому.
С появлением христианства воспитание ребенка основывалось на принципе: как хотите, чтобы поступали с вами, также обращайтесь с другими, придавая значение духовному и физическому воспитанию (с помощью молитвы, поста, милостыни).
В начале ХХ века популярным стало течение бихевиоризма, согласно которому влияние на поведение ребенка является наиболее правильным способом его развития.
В. В. Зеньковский (философ) разработал теорию развития ребенка в реальности, не приближая к ней, но и не уводя от нее. Именно поэтому ребенок играет, познавая мир и фантазируя о том, каким этот мир может быть.
В. В. Зеньковский (1924) открыл закон "двойного выражения чувства", когда существует необходимость выразить чувство телом и психическими процессами. Фантазия возникает в игре, игра позволяет выразить эмоции, чувства затрагивают душу, душа наполняет смыслом жизнь человека.
Таким образом, ранние теории оказали существенное влияние на развитие современных подходов.
Данный период был вызван пониманием излишней политизированности дошкольной системы образования, чрезмерная унифицированность работы детских садов, что породило множество инновационных идей.
Поэтому вопрос ценностного и гуманистического подхода стал приоритетным.
Д. И. Фельдштейн (1989, до середины 90-х годов), ученый всю жизнь исследующий жизнь подростка, написавший монографию о социальном развитии человека в онтогенезе, считал, что содержанием дошкольного периода жизни человека является физический рост, получение опыта психических процессов, освоение социального пространства, рефлексия отношений в нем (относительно себя и других). Это период социального развития, происходящего одновременно с физиологическими изменениями ребенка.
Вслед за Л. С. Выготским В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (90-2000-е) разрабатывают теорию развития субъективности человека (теория психологической субъективности), рассматривая развитие дошкольника в единстве сенсорики, движения, коммуникации и системе средств регуляции поведения - эмоциональных, волевых и поведенческих, когда ребенок является творцом своего образа Я (личная, самостоятельная, самобытная, система связей с внутренним миром дошкольника). Здесь ребенок самостоятельно выстраивает отношения с миром и реализует себя в нем.
Следующий период определяется концептуальным в развитии теории дошкольного образования.
Новаторами (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) в этот период выступили педагоги с теорией сотрудничества, будущей личностно-ориентированной педагогики вместо учебно-дисциплинарной. Ее целью было самообучение и самовоспитание детей с целью максимальной индивидуализации образования и с учетом индивидуальных возможностей ребенка (ориентация ребенка в природе, предметах, явлениях собственной жизни, в себе самом).
Еще одна теория, появившаяся в это же время, основывалась на непрерывной потребности ребенка в получении новых знаний, впечатлений, способов познания действительности. Ее представителем является А. Б. Орлов (современный психолог), который считает равноправными составляющие мира ребенка и взрослого, так как мир ребенка обладает собственным содержанием, концентрированностью, интегрированностью, духовностью и нравственностью. Этот мир ребенка постоянно открыт и постоянно обновляется.
В. Т. Кудрявцев (90-е годы) вслед за В. И. Вернадским рассматривает период жизни дошкольника как "макрокосмологию". Детство В. Т. Кудрявцев называет сферой самой культуры, поэтому ребенок создает культуру (эстетики, познания, здоровья, общения), а не только осваивает ее, как и взрослый. Единство ребенка и педагога образует субкультуру детства. Вместе с В. В. Давыдовым они выдвигают теорию развивающего обучения дошкольника.
О. М. Дьяченко предлагает теорию развития творческих способностей в дошкольном образовании с помощью двух путей:
В. А. Петровский делает акцент натеории развивающей среды, доказав ее возможности для развития и воспитания дошкольника. Среда служит фоном и средством связи во взаимодействии ребенка с людьми, позволяя ребенку определить границы территории своего Я. В этой среде нет законченных форм. ДОУ есть место обогащенной жизни ребенка.
Таким образом, новые концепции образования дошкольников предложили принципиально новый способ познания действительности с помощью творческого ее освоения. Эти подходы можно назвать культурологическим и личностно-ориентированным.