Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) – это стандарт дошкольного образования, который представляется как система обязательных совокупных обязательств, предъявленных к дошкольному образованию. Стандарт вступил в силу 1 января 2014 года.
Стандарт дошкольного образования разработан в соответствии с Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Российским законодательством, обеспечивая возможность подсчета региональных, национальных, этнокультурных индивидуальностей народов проживающих на территории Российской Федерации при создании программы.
Стандарт включает в себя согласованные ожидания со стороны социализации и культуры, общества и государства в отношении уровня ДО. Ожидания являются ориентирами для учредителей дошкольных образовательных учреждений, профессионалов педагогической системы, семьи воспитанника и общества в целом.
Стандарт включает в себя следующие принципы:
Стандарт, являясь нормативно-правовым документом, призван обеспечить каждого ребенка независимо от его национальных, территориальных, имущественных различий, достижением требуемого и достаточного уровня социального развития для дальнейшего продуктивного обучения на следующем уровне образовательной системы.
Любой стандарт представляет собой эталон, который берется как нечто абсолютное при сравнении чего-либо. Именно поэтому ФГОС должен выполнять функцию ориентира, инструмента и одновременно с этим, он должен быть критерием анализа состояния и преобразования системы ДО.
Совместно с ФГОС, создаются и одобряются образовательные программы, которые должны обеспечить эффективное развитие личности, мотивацию и способности детей в разнообразных видах деятельности и охватывать такие образовательные области, как: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая культура.
Образовательные программы состоят из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимно-вспомогательными со стороны реализации требований и задач, поставленных Стандартом.
Обязательная часть предполагает под собой комплексный подход, который обеспечивает развитие личности детей всех образовательных областях, которые дополняют друг друга.
Часть, которую формируют участники образовательного процесса, должна содержать в себе разработанные или выбранные путем самостоятельного определения участниками программы образовательных отношений, направленность которых заключается в развитии детей по одной или нескольким образовательным областям.
Стандарт дошкольного образования – это стандарт, который понимается как разнообразность детства.
В последнее время ребенок всё чаще подвергается оценке родителей, вместо необходимого понимания его ценности для них. В связи с этим ребенок находится в постоянной перегрузке знаниями.
Стандарты дошкольного образования выполняются с помощью действий, обозначенных следующими целями:
Стандартам дошкольного образования необходима разрешать ряд задач, таких как: