Социализация – это процесс осваивания и усваивания личностью конкретной системы знаний и стандартов, которые помогут реализовывать свою жизнедеятельность с помощью адекватных способов, приемлемыми для общества.
Социализацию личности можно обозначить следующими понятиями, включенными в неё:
Важным в процессе социализации личности является дошкольный период ребенка. В этот период происходит процесс интенсивного духовного развития, закладывается основной ценностный ориентир личности индивида, характер обретает очертания, формируется отношение к себе, семье и окружающему обществу.
Непеременными частями социализации, с точки зрения педагогической оценки, выступают объект и субъект социализации. Субъектом и его функциями в социализации считаются факторы, институты, агенты социализации.
С этой точки зрения личность, на которую направлен процесс социализации, выступает как объект социализации. Ребенок не может выступать в качестве средства реализации педагогического процесса в образовательной и воспитательной сфере до тех пор, пока он не приобретёт интереса к ним. Невозможность становления ребенка средством образования и воспитания ставит вопрос об объекте воспитания с новой стороны.
В гуманистической педагогике объектом обучения и воспитания не могут выступать отдельная личность, объектом образовательных процессов может быть только материал, использующийся в образовании: явления, предметы, символы, модели, ценности, ситуации, психологическая обстановка. Данный материал усваивается, осваивается педагогом и учеником совместно в процессе исследования и преобразования. Совместно с этим, происходит процесс саморазвития педагога и воспитанника, а также группы взаимодействующей с ними.
Это является основанием педагогического процесса. Оно образует такое образование и взаимодействие с воспитанниками, обучающим материалом, в котором изменяются материал, субъект образования и их взаимодействие. Из этого следует, что субъектом социализации является ребенок, воспитатель, родители.
Важная роль в социализации ребенка играет садик, в котором воспитатель выступает не только как педагог, но и как психолог. Вся деятельность педагога направлена на развитие индивидуальности ребенка, формирование его психического комфорта, разрешение проблем, связанных с общением.
Главным отличием человека, от всех живых существ, в построение взаимодействия с окружающим миром, не опираться полностью на природные инстинкты, а использовать накопленный словестный опыт, умения, убеждения, понимание культуры.
Родители, являются следующим важнейшим инструментом в образовании ребенка, после садика. Именно они являются авторитетом в дошкольном возрасте ребенка, и поэтому их действия, становятся основополагающим дальнейшего мировоззрения. Семья и её благополучие, является главной школой жизни.
У дошкольника существуют свои социальные роли, он может быть сыном или дочерью своих родителей. Ребенок является воспитанником дошкольного учреждения, он также может быть чьим то другом или подругой, это тоже рассматривается как социальная роль. Поведение ребенка, резко отличается от поведения дома, в садике, школе, в общении со сверстниками, это обуславливается различными общественными нормами, которые ребенок применяет в той или иной обстановке.
Программа по социализации дошкольника, состоит из:
Результат этой программы, измеряется таким показателями как: наличие умения разрешать конфликтные ситуации, самопознания, обретение умения усваивать информацию.
Социализация дошкольника, является ключевой задачей, эффективность которой лучше всего замечается, в проявлении обществом, социальной культуры. Степень социализации дошкольника, влияет на такие показатели как: развитие личности, раскрытие способностей индивида, развитие его психических способностей. Именно поэтому, основной задачей образовательной сферы, семейного института, является направленность всех сил, на успешную социализацию дошкольника.
Для эффективной социализации ребенка, требуется освоение им, общественно принятых способов характеристики окружающего поведения, освоение общественных взаимоотношений. В дошкольном возрасте, в ребенке стремительно развиваются психические процессы, в том числе и творческие.
Воображение напрямую связанно со смысловой сферой ребенка, характеризуясь тремя стадиями развития:
Воображение, является инструментом, помогающим познавательной деятельности, выполняет защитную функцию, через проецирование себя в идеальных ситуациях, воспроизводя их, ребенок выходит из под зависимости моментов, способных нанести психологическую травму. Воображение выполняет роль психологического механизма, который становится основой процесса производительности произвольности, в эмоциональном состоянии ребенка.
Продуктивность периода с 3 до 7 лет в становлении ребенка отражается в юношестве. Те моменты, которые не прорабатываются в дошкольный период, в результате становятся фатальными в жизни ребенка, и его взаимодействии с обществом. Образуются пагубные психологические привычки, которые разрушают личность и самоуверенность. Избежать всего этого возможно лишь в одном случае, когда ценность дошкольного образования, будет выдвинута из затмения, вызванное потребительским культом.