Повышение качества и перспективы дошкольного образования


Повышение качества и перспективы дошкольного образования

Качество дошкольного образования

Определение 1

Повышение качества дошкольного образования - повышение общественного статуса ДОО, обеспечение равных возможностей дошкольников при получении качественного дошкольного образования с учетом непрерывности образования от дошкольного к образованию в начальной школе.

Вместе с тем, устоявшегося определения данного понятия в педагогической науке еще нет. Качество дошкольного образования - соответствие установленным образовательным стандартам согласно закону "Об образовании в РФ". Качество образования - мера эффективности образовательной системы ДОО в предоставлении комплекса услуг согласно запросам потребителей и соответствия госпрограммам.

Уровни определения качества образования: федеральный, региональный, муниципальный, уровень ДОО, уровень дошкольника. Такая структура создает условия для здоровой конкуренции и повышения качества на каждом уровне.

Замечание 1

Качество дошкольного образования зависит от организации педпроцесса в ДОО, когда уровень воспитанности и развития дошкольника превышает первоначальный уровень в соответствии с его личностными, возрастными, физическими особенностями в ходе образовательного процесса.

Качество дошкольного образования можно определить с разных позиций:

  • Личностно-ориентированное обучение позволяет увидеть качество по уровню развития личности (любознательность, мотивация),
  • Системность знаний отражается в качестве системой знаний в готовности дошкольника к переходу от одной системы образования к другой (готовность к школе),
  • Деятельностное обучение выражается в качестве способности дошкольника к усвоению новых функций, умений,
  • Культуросообразная модель обучения проявляется в качестве творчества личности,
  • Программно-целевой подход реализуется в качестве целей дошкольника,
  • Результативный подход проверяется по степени достижения конкретных результатов деятельность за определенное время,
  • Затратный подход определяется по качеству затрат (финансовые, материальные, трудовые),
  • Кадровое обеспечение - по профессиональной компетентности педагога,
  • Социокультурный подход - по степени самостоятельности поведения и способности общаться с людьми, решать повседневные ситуации,
  • Компетентностный подход - по уровню овладения различными видами компетенций (языковой, интеллектуальной, физической, социальной).

Особенностью образования в ДОО является отсутствие итоговых и промежуточных аттестаций для дошкольников. Поэтому важны критерии оценки качества образования и его повышения.

Критерии оценки качества дошкольного образования

  1. Степень обеспеченности получения права на дошкольного образование согласно Конституции РФ (соответствие оказания профессиональной помощи поддержки семье в развитии и воспитании дошкольника),
  2. Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования по авторитету ДОО в социуме (узнается по мнению потребителя).
Замечание 2

Современные авторы исследований предлагают повышение качества дошкольного образования с помощью интегративной образовательной среды, социального партнерства, индивидуальных образовательных программ, мониторинга, качества условий (наполняемость групп, соответствие нормам СанПин, наличие дополнительны услуг).

Для улучшения условий важна мотивация к качеству деятельности воспитателей.

В условиях введения ФГОС, качество дошкольного образования предполагает формирование критериев его оценки:

  • содержание образовательной деятельности для оценки программ,
  • развивающая среда для саморазвития ребенка,
  • совместная деятельность взрослого и детей,
  • материально-техническая база,
  • кадровый состав,
  • особенности развития ребенка,
  • индивидуальный маршрут ребенка,
  • психологический комфорт ребенка для эмоционального благополучия, позитивной самооценки, успешности в общении с людьми,
  • здоровьесберегающая деятельность для организации образовательного процесса без физического и психического напряжения.

Перспективы дошкольного образования (ДО)

По мнению различных исследователей, перспективы дошкольного образования определяются проблемами современных дошкольников (с искажениями в воспитании современными родителями, с перегруженностью дошкольников различными образовательными возможностями, которые губительно сказываются на их здоровье к моменту поступления в школу, с огромных количеством неполных семей, в который воспитываются дошколята, с недостаточностью условий в современном обществе для счастливого воспитания детей дошкольного возраста в любви и достатке, так как мамы и бабушки много работают, практически не видя своих детей, кроме того в семье возросло напряжение и тревога из-за снижения безопасности жизни, роста ощущения одиночества, возрастные кризисы, отсутствие взаимопонимания и другие).

Ряд ученых (В. А. Слободчиков, В. А. Петровский, С. Г. Якобсон) отказывают в перспективах развития дошкольного образования по всем направлениям. Вместе с тем существует мнение о том, что законодательные акты, кадровая политика, социальная политика в области вопросов семьи и детства могут определить эти перспективы.

Замечание 3

Это становление ДО как первого уровняв системе российского образования; наличие гарантий качества со стороны государства, доступность ДО; поддержка воспитателей ДО; социальные программы для помощи семьи, в которой растет ребенок дошкольного возраста.

Профессиональная работа с детьми дошкольного возраста важна, так как именно в эти годы закладываются основные качества личности. Поэтому положительный опыт в детстве актуален для развития личности (физическое, нравственное, интеллектуальное, коммуникативное развитие). Важно научить современного дошкольника применять полученные умения и знания в ДОО, поэтому интегративная работа в ДОО с детьми особо востребована в современном обществе. Для воспитателя первостепенной задачей становится освоить методику партнерского общения с ребенком с учетом всех его особенностей.

Современный воспитатель - это человек, обладающий различными компетенциями (создание эмоционального благополучия, поддержание индивидуальности и инициативы детей, установление правил поведения, использование развивающего образование, взаимодействие с родителями и вовлечения их в образовательный процесс, создание проектов с семьей, так как зачастую происходит недопонимание между родителями и педагогами). Современный воспитатель обязан установить отношения сотрудничества и доверия с родителями, избегая назидательности.

Актуальным для развития дошкольного образования является комплексный подход в подготовке ребенка к школе, без натаскивания на умении читать, а развивая другие навыки: мелкая моторика, коммуникация с людьми разных возрастов, умение устанавливать доверительный контакт.

Еще одним перспективным направлением является формирование начальных компетенций у ребенка для решения жизненных задач.

Важной задачей дошкольного образования вернуть игру в жизнь дошкольника. Игра развивает воображение, фантазию, умение подчиняться правилам, оценивать себя, проявлять творческую инициативу. Сохранять акценты на трудовой, конструктивной, исследовательской, коммуникативной деятельности детей. Для этого разрабатываются новые педагогические технологии.

Отдельные исследователи отмечают необходимость введения экспертизы дошкольного образования, что тесно связано с повышением качества дошкольного образования.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :