Образование – это процесс, имеющий целенаправленность в сторону воспитания со стороны человеческого, государственного, общественного интереса, который сопровождается констатацией достижений гражданина, установленных в рамках государственного уровня образования.
Образовательные услуги – это система услуг, предоставляемых в процессе осуществления педагогической деятельности, итогом которой является достижение гражданина, требуемого уровня обучения и воспитания.
Общедоступность образования прописана в Конституции, что является гарантией для гражданина РФ в получении достаточного уровня обучения. Но проблема возникает со стороны применения гражданско-правовых норм в отношении образовательной сферы. С точки зрения гражданского законодательства, услугой называется действие, имеющее возмездную направленность. Это означает, что оказание услуг осуществляется за оговоренную стоимость. Отношение между потребителем и исполнителем регулируются заключённым между ними договором.
Государственные или муниципальные образовательные учреждения осуществляют процесс обучения в рамках основных образовательных программ и образовательно-государственных стандартов, не взымая за это какой-либо платы и не заключая соответствующего договора между исполнителем и потребителем услуги. С этой стороны, процесс воспитания и образования невозможно абсолютно отождествить с образовательной услугой.
Дискуссии на тему образовательных услуг и соотношения этого обозначения ко всем видам образования (как платного так и бесплатного) ведутся многие годы. Это и является основной проблемой в выявлении более точного смысла понятия и процесса образования.
Далее рассмотрим образовательные услуги как фактически произведенное действие, главной целью которого является обучение и воспитание людей, независимо от того, платным оно было, или нет.
Каждый вид услуги, оказываемый в рамках системы образования, легально структурированы и внесены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по определенным параметрам. Они, в свою очередь, включает в себя деление на группы, после - на подгруппы, которые в дальнейшем распределяются на виды, опирающиеся на целевые функциональные назначения. Опираясь на данные ОКУН, можно выделить следующие услуги в образовательной системе:
Образовательные услуги разделяются на два типа: бесплатные и платные.
Бесплатные образовательные услуги – это вид услуг, которые оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в рамках основных общеобразовательных программ с привлечением финансовых средств из бюджета страны или субъекта РФ. Во взаимодействии между потребителем муниципального образования и его реализующим, происходит связь, на которую не распространяется нормы гражданского законодательства, в том числе, действующие законы РФ «О правах потребителя».
Платные образовательные услуги - это вид услуг, который может быть оказан образовательными учреждениями любых типов и индивидуальными педагогами, проводящим обучение вне учебного учреждения за оговоренную плату. В данном обозначении не учтены конкретный порядок и условия предоставления платных образовательных услуг. Поэтому следует внести несколько коррективов, таких как:
Негосударственные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги, на основании как государственной образовательной программы, так и дополнительных видов образования. То же самое может осуществлять и индивидуальный педагог-практик.
Главным требованием платных образовательных услуг является занесение их в реестр устава образовательных учреждений. Это правило распространяется как на основные образовательные программы, так и на дополнительные.
Общедоступность понимается как целостная доступность образования каждому гражданину РФ. На это не должны влиять его раса, национальность, родной язык, место жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным организациям.
Конституция Российского Федерации гарантирует право на обучение каждому гражданину своей страны. Это необходимо знать каждому человеку для использования этой гарантии в полной мере.
Общедоступное образование (государственное и муниципальное) реализует в себе задачи, поставленные государственным стандартом, без учета особенностей общественно-социальной обстановке в стране. На основании этого можно сделать вывод, что есть острая необходимость в дополнительном образовании.
Дошкольное образование, в общей своей специфике, является общедоступным для всех. Общедоступность не означает углубленность и максимальную эффективность, поэтому следует дополнять общедоступную дошкольную систему образования индивидуально-семейными педагогическими знаниями.
Это максимально эффективная цепочка взаимодействия между ребенком и его дальнейшей успешностью, которая будет охарактеризована его психическим состоянием и уровнем адаптации в социальных условиях.