Каждый вид искусства обладает своими особыми средствами взаимодействия на человека. Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его развития. Исследования, проводимые с участием беременных женщин, не раз доказывали важность звукового присутствия вокруг мамы, именно от него зависит общее состояние ребенка во время внутриутробного развития.
Музыкальное развитие влияет на общее состояние формирования различных качеств ребенка, таких как: эмоциональная сфера, мышление, чуткость к красоте жизни и искусства.
Занимаясь музыкальным воспитанием ребенка, не стоит забывать о всеобщем образовании. Дошкольник имеет мало знаний и представлений о чувствах людей, которые существуют в реальной действительности. Музыка способствует расширению гаммы чувств и их оттенков.
Музыкальное развитие как искусство выдвигает перед педагогом ряд задач, которые следует решить, и среди них можно выделить следующие:
Определённый вид деятельности требует развитие природных данных, заложенных в человеке. В их основе лежат природные особенности, такие как: неравная система, уравновешенность нервных процессов и т.д.
Для того чтобы способности проявились, индивиду необходимо приложить много труда. Занятия определённым видом деятельности способствует развитию работы анализаторов. Любая способность развивается только в действии, невозможно с точностью сказать о том, что человек не способен на что-то, пока он не попробовал себя в этой сфере.
На развитие способностей, в большей степени, влияет сам человек. Существует множество примеров, когда музыкант с помощью саморазвития и самообладания смог компенсировать у себя отсутствие некоторых психологических особенностей, которые необходимы для выполнения работы, которая ему приятна, или которую необходимо было выполнять в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами.
Способности – это психологически-индивидуальные особенности индивида, которые отвечают требованиям интересующей его деятельности, являясь при этом условием успешного выполнения этой деятельности. Они формируются и развиваются из природных задатков человека, личностной предрасположенности, которая находится в неактивном режиме до тех пор, пока человек не начнёт заниматься определённой деятельностью.
С точки зрения субъективного плана, человек может развить в себе беспредельные способности, добиваясь при этом личностного роста во все новых и новых высотах, но не всегда ценность субъективного плана совпадает с объективной ценностью.
Человек не рождается «способным» на определённый успех в конкретной деятельности. Способности развиваются, складываются, формируются в правильно организованной сфере, которая будет соответствовать желаемой деятельности на протяжении всей жизни человека, под влиянием воспитания и обучения.
Способности людей отражают их заслонку от самих себя. Чем больше эта заслонка, тем больше апатий и депрессий, связанных с отсутствием сил и мотиваций к жизни, что, в свою очередь, уменьшает количество развитых способностей. Отсутствие всяческих заслонок в виде «не сейчас», «я не смогу», «не подходящий момент», приведет личность человека к своему логическому предназначению, обеспечив ему комфортное развитие в обществе и самом себе.
Можно выделить несколько основных методов музыкального образования, таких как:
Выбор методики обучения в музыкантом образовании зависит от психически-личностных особенностей ребенка, среди которых можно выделить возраст, характеристики интеллектуального развития, опыт в музыкальной активности.
Для достижения более эффективного результата необходимо сочетать методы обучения.
Чтобы музыкальная композиция производила большее влияние на ребенка, способствовала его развитию, следует подбирать композицию, которая будет отвечать следующим особенностям: