Модернизация – это процесс обновления чего-либо в соответствии с обновленными требованиями норм, условий к этому объекту.
В последние десятилетия советское образование претерпело ряд существенных изменений. Типовая программа образования сменилась на вариативную, унифицированные детские сады, заменены на разнообразные виды и типы образовательных учреждений. Поиск и самостоятельный выбор педагогами образовательной формы работы с воспитанниками стал нормой педагогического процесса.
Дошкольное образование и инновации связанные с ними долгое время не опиралась на научную систему модернизации дошкольных учреждений, которая могла бы связать в один механизм социально-организационные, финансово-экономические, психолого-педагогические аспекты приоритетные для ДОУ.
Модернизация социально-педагогических и образовательных систем - процесс всемирный. Сегодня в России к большему количеству ступеней и этапов образования (кроме дошкольного) применяются установленные федеральным государством образовательные стандарты (ФГОС).
ФГОС включает в себя совокупность нескольких требований к основе структур образовательной программы, условиям её внедрения и реализации, а также к результатам освоения. У детей дошкольного возраста оценивается не количество конкретных ЗУНов (Знаний, Умений, Навыков), а совокупность личностных качеств, именно поэтому не целесообразно предъявлять жесткие требования к конечным результатам, что в данный момент присутствует в стандартах начального образования.
В отечественном образовании, существует несколько стратегий развития образовательных учреждений:
Обновление технологий образовательного процесса с применением федеральных государственных требований (ФГТ) сталкивается с недостаточным разнообразием научного основания для использования образовательной технологии, применяя субъектный опыт и интеграцию качеств дошкольника.
Вопросы, которые касаются развития технологий образования в дошкольных учреждениях, слабо освещены в современной дошкольной педагогической литературе. Дошкольное образование подвергается искусственному «взрослению» своей программы обучения.
ФГТ не используют в себе слово «занятие», что не означает переход на позицию «свободного дошкольного образования детей». Наоборот, обновленный документ ставит во главе индивидуальность в подходе к ребенку, использование игр, в которых сохраняется ценность дошкольного времени и индивидуальность личности дошкольника.
Роль игры как ведущего метода образования дошкольника должна стать во главе дошкольных образовательных учреждений на замену действующего метода занятий. Существует необходимость отказаться от модели дисциплинарно-учебно-образовательного процесса, - это назревало годами.
Ведущими разновидностями детской деятельности должны стать:
Каждому виду детской деятельности должны соответствовать конкретные виды работ с детьми. Каждый современный педагог должен обладать достаточной компетенцией в знаниях современных образовательных технологий.
Проблемы в модернизации системы дошкольного образовательного процесса взаимосвязаны со всеми людьми, осуществляющими взаимодействие с ней. Органы государственной регулировки образовательной сферы создают документы, в основе которых содержаться общие характеристики, применимые не для каждого ребенка. Дошкольные учреждения находятся в режиме стагнации, связанной с отсутствием личностной инициативы со стороны персонала, родителей, общества. Это приводит к деградации социальных практик. Модернизация дошкольного образовательного процесса возможна при активации равной заинтересованности, в каждом звене цепочки взаимодействия на эффективное раскрытие детей.
Осуществляя выбор путей, с помощью которых будет осуществляться модернизация дошкольного образования, необходимо учитывать тенденцию развития современного общества, интересы детей, требования родителей, профессиональные возможности педагогов. При этом, процесс преобразования модели дошкольного образования, меняет стиль управления дошкольным учреждением, он должен стать гибким, реагирующим на изменения в обществе, в реальном времени.
Некоторыми первоначальными условиями успешного управления можно назвать:
Как отмечается в Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ, модернизация системы дошкольного образования, является основой для экономического роста и социально-личностного развития общества, фактором отражения благополучия граждан страны, безопасностью страны.