Обучение и воспитание - это целенаправленно-организационный процесс, который отвечает за формирование у детей таких качеств, как: знания, умения, навыки, воспитывает отношения к окружающим.
Процесс обучение и воспитания строится на основных принципах дидактики, имеет четкую программную структуру, проводится в специально созданных условиях, в конкретных организационных формах, используя для достижения требуемых результатов, специальные методы и приемы.
Многочисленные исследования психологов-педагогов современности в области системных дидактических принципов позволяют выделить общепринятые принципы, такие как:
В период дошкольного детства ребенку необходимо усвоить определенные знания, умения, навыки. Знания формируются за счет познавательной деятельности, именно поэтому они характеризуются за счет определения уровня познания дошкольника. Для эффективного развития ребенка в дошкольный период необходима его постоянная связь с окружающим миром. Эта связь должна быть максимально разнообразной для того, чтобы школьник мог максимально глубоко и всесторонне развить своё творческое начало, навыки и умения.
Главной особенностью познавательной деятельности для дошкольника является её наглядно-действенно-образный характер. Именно поэтому знания дошкольника формируются как представления, образы, которые отображают познаваемые предметы, явления их конкретные особенности, произошедшего с ребенком. Опираясь на это, можно сделать вывод о том, что знания ребенка характеризуются как фрагментные, нецелостные, неполные, не имеющие связи между собой.
Воспитание и обучение - процесс, требующий незамедлительного применения к жизни человека. В дошкольном возрасте активное участие родителей и педагогов в воспитательном процессе определит дальнейшую заинтересованность ребенка в самосовершенствовании своего потенциала, умений и навыков. Привычка ребенка находится в постоянном стремлении узнать себя лучше, развить себя в той области, которая будет полезна как ему самому, так и обществу в котором он находится. Именно подобные полезные привычки формируют характер ребен
Привычка – это процесс или действие, которое в результате неоднократного повторения, приобрело вид потребности. В условиях отсутствия процесса, который вызвал привычку, начинают образовываться неудовлетворенность и беспокойство.
В привычку могут входить слова, последовательность действий, фразы, наборы фраз, манеры в поведении. Привычки могут быть полезными, облегчать тяжелый труд, превращая его в приятное и полезное время препровождение. Они также могут быть неуместными, вызывая не нужные в данный момент действия, превращающие активность в бесполезную трату времени. Еще привычки могут быть вредными для жизни человека и его работы, предвещая большие неприятности и опасности.
Большинство привычек, как бытовых, так и обще-личностных, формируется в детстве ребенка. В период его «открыто-восприимчивого» подсознания, которое впитывает в себя все действия и навыки, применяемые на нем и рядом с ним. Также они накапливаются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта.
Большая часть привычек образуются стихийно, без предварительного составления какого-либо плана реализации, направленного на их становление. Воспитатели неосознанно формируют в своих воспитанниках определенный пласт привычек. Родители дома дополняют количество этих привычек, ситуациями из своих взаимоотношений.
Действия, совершаемые в детском саду и в семье, должны быть рассмотрены воспитателями и взрослыми с точки зрения полезности ребенку, до того момента, как они произойдут. Это определит большую часть характера ребенка и его мораль социальной активности.
Привычка в подавляющей части характеристик личности описывает её целиком. По определённым привычкам человека можно выявить его «точки манипуляций», с помощью которых появится возможность склонить его к тому действию, которое необходимо кому-то другому. Привычка - это тот самый «стержень», о котором знает каждый, и от их качества зависит «материал», из которого будет создан стержень характера.
Метод воспитания – это научно обоснованные педагогические функции, которые являются целесообразными взаимодействиями между воспитанником и воспитателем. Эти взаимодействия способствуют организации жизни учеников, их социально-профессиональной деятельности, отношений, стимулирую их активность, регулируя поведение.
Метод образования – это способ, в котором происходит взаимодействие воспитателя и ребенка, достигается усваивание умений, знаний, навыков.
Каждый метод содержит в себе внутреннюю и внешнюю сторону. Внутренняя сторона представляет собой психически-познавательные процессы, входящие в основу способов действия. Внешняя сторона – это действия ребенка, заключенные в систему способов.
Существуют следующие методы обучения:
Каждый из методов выбирается в зависимости от предстоящего обучения и его целей. Одни урок может содержать в себе несколько методов обучения. В современных ДОУ преобладают игровые и наглядные методы, сочетаясь со словестными. Процесс воспитания и образования при этом принимает всестороннюю эффективность, воздействующая одновременно на глубокие уголки подсознания ребенка.
Результат дошкольного периода будет развивать ребенка на основе того содержания, которое находится в методах дошкольного воспитания и образования, как в детских садах, так и в семье. От него будет зависеть дальнейшие слабости и силы характера.