Основой интеллектуального развития дошкольников является стандарт, применяемый для образовательной системы страны. Для достижения стандарта образования необходимо обучить ребенка навыкам, знаниям, умениями, которые будут стимулировать его к познаниям, пробуждать в нем желание к самостоятельной активной деятельности. Знания добытые в результате самостоятельной деятельности являются более осознанными и ценными для ребенка.
Ребенок накапливает свой опыт в результате контакта с природой и взрослыми. Поэтому существует реальная возможность заложить в ребенке основные понятия взаимодействия между объектами живой и неживой природы.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) образования детей дошкольного возраста утверждает главные базовые понятия и ценности, которые должны присутствовать в дошкольном образовании:
Образовательный стандарт обучения детей должен соблюдаться без нарушения Конституционных прав человека, не противоречить действующему законодательству Российской Федерации, подвергаться анализу с учетом изменений и требований общества. Это повысит качество результатов дошкольного образования.
Современные педагоги-психологи, проводившие исследования в области педагогики и образования детей дошкольного возраста, сделали вывод о том, что умственные возможности дошкольников гораздо выше, чем предлагалось ранее.
Они подтвердили, что дети с успехом могут познать не только внешние и наглядные свойства предмета или явления, но и могут обозначить их внутренние связи и отношения. Дошкольный период формирует в детях начальные системы обобщения, умозаключения, абстракции.
Подобное познание осуществляется детьми не в формате понятий, а на основе наглядных образов и форм в процессе деятельности, направленной на познавание предметов и объектов.
В процессе экспериментально-познавательной деятельности происходит формирование ситуаций, которые ребенок может разрешить посредством практического опыта, проводя при этом анализ, делая выводы и умозаключения, самостоятельно овладевая пониманием того, что такое тот или иной физический закон или явление.
Целью любой исследовательской деятельности в дошкольном учреждении является формирование у дошкольников способности к исследовательской деятельности ума.
В практике исследований дошкольной деятельности используется множество методов и приемов организации эффективных исследований. Можно выделить следующие методы и приемы:
Каждый метод и прием обладает своей эффективностью и используется в зависимости от требуемого результата. Для достижения более эффективного результата нужно применять эти методы в совокупности друг с другом.
Процесс экспериментальной работы является крайне развивающим для ребенка. В нем он формирует мыслительные операции, мотивирует мозг на развитие познавательной активности и любознательности. Эксперименты ставят перед ребенком вопросы: Как он это делает? Зачем он это делает? Что он хочет узнать?
Результатом эксперимента является освоенный и приобретенный опыт взгляда на предметы и явления. Ребенок развивает в себе внимание, зрительную и слуховую чувствительность, расширяет словарный запас.
Для образовательного процесса, проходящего в дошкольных организациях, эксперименты являются инструментом, который позволяет ребенку моделировать в голове и сознании картину мира, которая основана на его личных наблюдениях, опытах, установлении взаимодействий и закономерностей.
Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка познавательный интерес к природе, развивая при этом мыслительный процесс. Стимулирует любознательность дошкольника, активизирует восприятие учебного материала, который знакомит его с явлениями происходящими в природе, с основами математических законов, с правилами этики жизни в обществе.
Ребенок в дошкольном возрасте настроен на познание окружающего его мира. Так как он является для него неизведанным полем знаний, в котором существует множество предметов, их хочется потрогать, понюхать, услышать.
В более старшем возрасте дети задумываются о физических аспектах окружающего мира, таких как превращение воды в лед зимой, распространение звука по воздуху или воде. Они начинают понимать на уроках рисования, что сами могут влиять на цвета некоторых предметов и образов.
В сравнении с мыслительными экспериментами, наглядные помогают ребенку обнаружить скрытые стороны объектов или явлений мира. Наглядность развивает способность ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору, вариантов их решения.
Педагог должен создать условия, в которых будет преобладать творческое единодушие, которое рождает радость создания чего-то нового, где каждый ребёнок сможет найти себе занятие по силам, интересам и возможностям. Творчество является пространством свободы, с этим связанна самореализация ребенка, так как он совершенно свободен, с точки зрения экспериментальной работы.