Концепция дошкольного образования в Японии включает в себя следующие мысли: теории раннего личностного развития личности и индивидуальности человека, образцы поведения человека закладываются в раннем детстве. Именно поэтому все протекающие тенденции в дошкольном образовании в Японии являются основой формирования целого японского общества.
История становления дошкольного образования в Японии берет своё начало в 70-е годы XIX века, когда в стране начали образовываться дошкольные учреждения для детей. Первое учреждение появилось в г.Токио, в 1876 году, оно предназначалось исключительно для девочек и основывалось на европейских взглядах на образовательную систему.
С годами, число садиков в Японии увеличивалось, и в 1926 году им был присвоен государственный статус. На начало второй мировой войны около 10% японских детей посещало дошкольные учреждения. Закон об образованииьбыл принят в 1947 году, в котором дошкольному образованию присвоили статус «неотъемлемой части полной национально-образовательной структуры». Начались разрабатываться стандарты для дошкольных общеобразовательных учреждений.
Образовательные стандарты Японии были неоднократно подвержены пересмотру в соответствии с актуальными социальными требованиями. Самые ощутимые изменения образовательной системы Японии произошли в 1990 году в связи с проведением очередной реформы в образовательной сфере. Новые стандарты образования подчеркивали, что:
Государственный стандарт образования Японии – это свод четко сформулированных целей, включающих в себя создание необходимых условий жизни ребенка, которые являются наиболее подходящими для детского возраста: обеспечить безопасность здоровья ребенка, развитие социальной коммуникации, интереса к окружающему миру, творческого потенциала, основанного на индивидуальных качествах воспитанника.
Сейчас в Японии практически каждый ребенок в возрасте от 3-х до 6 лет посещает детский сад, учитывая тот факт, что более 90% японских женщин - домохозяйки. Главной функцией детского садика в Японии является не присмотр и уход за ребенком, в то время как родители заняты на работе, а эффективная социализации его в обществе. Их общество считает, что наиболее эффективное воспитание ребенок сможет получить только в коллективе. От престижа посещаемого ребенком образовательного учреждение в детстве зависит престижность будущей работы.
В настоящий период в Японии дошкольное образование не считается обязательным. Именно поэтому в дошкольном образовании встречается большая разнообразность и гибкость, по сравнению с другими образовательными системами.
Детские сады в Японии разделяются на частные и муниципальные:
Особое место среди дошкольных учреждений занимают элитные детские сады, которые находятся под контролем влиятельных университетов. Если ребенок попадет в подобное учреждение, то его судьба будет предопределена. По окончанию садика ребенок поступает в школу (также подконтрольную университету), после чего без сдачи экзаменов ребенок поступает в Университет.
Полученный в университете диплом является гарантией престижной работы. Поэтому поступление в элитный садик - задача не из простых. Обучение обойдётся родителям в крупную сумму, а сам ребенок должен будет пройти ряд сложных тестирований.
Система дошкольного образования в Японии, кроме духовного, физического развития воспитанников, должна разрешать глобальные задачи по развитию в детях навыков социального поведения, навыков взаимодействия с окружающими его людьми. Ребенок должен знать, как нужно смотреть на собеседника, как выражать себя, не обидев никого, и при этом не забыть учесть мнение другого человека.
Маленькие дети в Японии воспитываются в образовательной системе, перед которой ставятся четкие задачи, с которыми она справляется. В результате чего у ребенка формируется понятие о человеческом проживании, в обществе себе подобных, воспитывается физическое и психологическое здоровье, они получают умения работы в коллективе, четко выполняя поставленные ему задачи, никому не мешая. Дети обретают понимание того, что их собственные желания имеют вторичную роль, по отношению к желаниям группы.
Несмотря на то, что дошкольное образование в Японии выступает как сторонник народных традиций, у них отсутствуют детский коллектив в понимании Российского образования. Составы в детском саду обновляются каждый год. Так же, как и в школе, состав класса обновляется раз в два года, а учитель меняется раз в год.
Частая смена коллектива объясняется тем, что ребенок получает шанс на широкие возможности в социализации. Если отношения у ребенка не сложатся с одним коллективом, есть вероятность, что в другом он сможет найти своё социальное место. Воспитателей и учителей меняют для того, чтобы между ним и воспитанником не возникло слишком тесных отношений. Сильная привязанность, по мнению Японцев, вызывает слишком сильную зависимость ребенка от воспитателя, и последний, в свою очередь, начинает чувствовать слишком сильную ответственность за дальнейшее будущее ребенка.