Виды учреждений дошкольного образования


Виды учреждений дошкольного образования

Общая характеристика системы учреждений дошкольного образования

Для современного дошкольного образования характерен рост количества дошкольников по всей стране.

Отмечается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, что отражает вариативность дошкольного образования.

Такое многообразие продиктовано решаемыми в государстве задачами предоставления дошкольного образования как можно большему числу детей и возможности их полноценного развития. С этой целью разрабатываются программы аккредитации с целью оценки качества деятельности детской образовательной организации (ДОО).

Замечание 1

Система ДОО нужна для начальной адаптации детей к жизни в обществе, развития у них умений коммуницировать со сверстниками, подготовки к обучения в школе. Система ДОО позволяет решить проблему занятости родителей, именно поэтому график работы ДОУ совпадает с традиционным графиком работы граждан.

Вместе с тем, система ДОО направлена на укрепление института семьи, в связи с тем, что дети воспитываются в семье.

В современных государственных садах в зависимости от его вида варьируется программа обучения, количество детей в группах, качество питания и игрушек, психологический настрой.

Многообразие видов ДОО отражает их востребованность.

Основные виды ДОО

Современная система дошкольного образования отличается изменениями, в сравнении с традиционными детскими садами. Так, понятие "детский сад" заменилось новыми понятиями: детский сад комбинированного вида и компенсирующего вида. Появились ДОО как центр развития ребенка. Еще можно назвать ДОО с группами полного дня и ДОУ с группами кратковременного пребывания для решения проблемы недостатка мест в детских учреждениях.

Рассмотрим классификацию современных ДОО.

  1. ДОО третьей категории:

    • Детский сад предшкольной подготовки
    • Для детей раннего возраста
  2. ДОО второй категории

    • Детский сад общеразвивающего вида - ДОУ, в котором существует приоритетное из имеющихся направлений развития (интеллектуальное, художественно-эстетическое, физическое).
    • Детский сад комбинированного вида, в котором основным направлением является профессиональная коррекция отклонений в физическом и психическом развитии дошкольников (здесь могут быть группы коррекции - логопедические)
    • ДОО компенсирующего вида, специализированный сад , предназначенный для присмотра и оздоровления, в котором ведущим направлением является санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные процедуры (коррекция хронических заболеваний).
    • ДОО санаторные, в которых дети с хроническими заболеваниями могут ходить в те же группы, что и здоровые дети.
    • ДОО инклюзивного вида для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. ДОО первой категории

    • Центр развития ребенка (физическое психическое развитие, коррекция и оздоровление всех дошкольников)
    • Центр коррекции
  4. ДОУ как центр развития ребенка.

  5. ДОУ с группами полного дня и ДОУ с группами кратковременного пребывания для адаптации и (3 раза в неделю по 3 часа) для решения проблемы нехватки мест в детских учреждениях.
Замечание 2

Для конкретного вида ДОО характерна концептуальность, а также должно быть соответствие программе, которую ДОО реализует. Вместе с тем, различные виды ДОО могут успешно реализовывать одни и те же программы. Детские сады первой категории и детские сады общеразвивающего вида второй категории работают по комплексным программам "Детство" и "Радуга". Программа "Здоровье" используется как в детских садах общеразвивающего вида, так и в детских садах присмотра и оздоровления.

Вариативные формы дошкольного образования, которые могут быть как частью ДОО:

  • консультативные пункты (с целью поддержки семьи со стороны психологов и педагогов дошкольников, воспитывающихся только дома),
  • службы ранней помощи (медико-социальной, психолого-педагогической для младенцев и раннего возраста с рисками нарушения или семьям в кризисных ситуациях),
  • центры игровой поддержки ребенка в ДОУ (для детей с 6 месяцев до 3 лет с целью развития),
  • лекотеки (для детей с 2 месяцев до 7 лет с проблемами в развитии, где оказывается психолого-педагогическая и медико-социальная помощь),
  • семейные детские сады (многодетные семьи с детьми с 2 месяцев до 7 лет с воспитателем-родителем),
  • билингвальная группа с использованием нескольких языков,

так и самостоятельным учреждением:

  • частные детские сады (предоставляют широкий спектр услуг, имеют лицензию и помещение, соответствующее нормам СанПин для ДОО, это бывшие садики или коттеджи за городом для пребывания детей дошкольного возраста),
  • домашние детские сады или центры развития (в больших квартирах, хотя лицензия здесь не выдается, так как не образовательная деятельность без отчетов и документов об образовании, оформляется ИП (индивидуальное предпринимательство), приобретается кассовый аппарат),
  • досуговые центры и школы (муниципальное учреждение, услуги гораздо шире, чем только для дошкольников, например, подготовка детей к первому классу, объединяются в своей деятельности детские сады и школы),
  • билингвальные детские сады (образовательный процесс идет на нескольких языках, особенностью таких групп является их разновозрастность, предоставляется возможность выбора языка).

Структура управления ДОО (виды)

Данная типология управления позволяет также классифицировать ДОО по типу организации людей (И. Жуковский).

Линейное управление с прямым подчинением нижестоящих вышестоящим - имеют стабильный режим функционирования. Линейно-функциональное управление - сочетание прямого подчинения и подготовки специальными службами рекомендации для тех, кто принимает решения. Имеют стабильный режим управления. Программно-целевое управление (развитие образования). Имеют режим развития и инноваций. Матричное управление (соединение линейно-функциональных структур с программно-целевыми). Имеют режим развития и инноваций.

Наиболее оптимальной считается матричное управление, когда возможно сочетание проектных групп с постоянно организованными группами.

Замечание 3

Таким образом, система ДОО в нашей стране стремится к соответствию идеи ФГОС: каждому ребенку – равные стартовые возможности, вводя инновационные методы и подходы, удовлетворяя потребностям дошкольников и их родителей, благодаря возможности вариативности форм и видов ДОО.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :