Для современного дошкольного образования характерен рост количества дошкольников по всей стране.
Отмечается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, что отражает вариативность дошкольного образования.
Такое многообразие продиктовано решаемыми в государстве задачами предоставления дошкольного образования как можно большему числу детей и возможности их полноценного развития. С этой целью разрабатываются программы аккредитации с целью оценки качества деятельности детской образовательной организации (ДОО).
Система ДОО нужна для начальной адаптации детей к жизни в обществе, развития у них умений коммуницировать со сверстниками, подготовки к обучения в школе. Система ДОО позволяет решить проблему занятости родителей, именно поэтому график работы ДОУ совпадает с традиционным графиком работы граждан.
Вместе с тем, система ДОО направлена на укрепление института семьи, в связи с тем, что дети воспитываются в семье.
В современных государственных садах в зависимости от его вида варьируется программа обучения, количество детей в группах, качество питания и игрушек, психологический настрой.
Многообразие видов ДОО отражает их востребованность.
Современная система дошкольного образования отличается изменениями, в сравнении с традиционными детскими садами. Так, понятие "детский сад" заменилось новыми понятиями: детский сад комбинированного вида и компенсирующего вида. Появились ДОО как центр развития ребенка. Еще можно назвать ДОО с группами полного дня и ДОУ с группами кратковременного пребывания для решения проблемы недостатка мест в детских учреждениях.
Рассмотрим классификацию современных ДОО.
ДОО третьей категории:
ДОО второй категории
ДОО первой категории
ДОУ как центр развития ребенка.
Для конкретного вида ДОО характерна концептуальность, а также должно быть соответствие программе, которую ДОО реализует. Вместе с тем, различные виды ДОО могут успешно реализовывать одни и те же программы. Детские сады первой категории и детские сады общеразвивающего вида второй категории работают по комплексным программам "Детство" и "Радуга". Программа "Здоровье" используется как в детских садах общеразвивающего вида, так и в детских садах присмотра и оздоровления.
Вариативные формы дошкольного образования, которые могут быть как частью ДОО:
так и самостоятельным учреждением:
Данная типология управления позволяет также классифицировать ДОО по типу организации людей (И. Жуковский).
Линейное управление с прямым подчинением нижестоящих вышестоящим - имеют стабильный режим функционирования. Линейно-функциональное управление - сочетание прямого подчинения и подготовки специальными службами рекомендации для тех, кто принимает решения. Имеют стабильный режим управления. Программно-целевое управление (развитие образования). Имеют режим развития и инноваций. Матричное управление (соединение линейно-функциональных структур с программно-целевыми). Имеют режим развития и инноваций.
Наиболее оптимальной считается матричное управление, когда возможно сочетание проектных групп с постоянно организованными группами.
Таким образом, система ДОО в нашей стране стремится к соответствию идеи ФГОС: каждому ребенку – равные стартовые возможности, вводя инновационные методы и подходы, удовлетворяя потребностям дошкольников и их родителей, благодаря возможности вариативности форм и видов ДОО.