В большинстве развитиях стран, образовательная система стала уделять больше внимание, вопросу дошкольного образования. Осознанность важности дошкольного образования детей, начиная с 0 до 7-8 лет, выявилась через многочисленные исследования и анализ педагогической практики некоторых стран.
В частности, это подтвердилось данными, которые в последнее время являются наиболее популярными, эти данные были получены в ходе исследования международной образовательной программы под названием «High/Scope».
Данные этого исследования указывают на эффективность раннего развития, при условии увеличения финансирования дошкольных учреждений. Эффективность проявляется на общей жизни человека в обществе на протяжении всей его жизни. Исследование показало, что чем больше в стране финансирование дошкольного образования, тем лучше жизненные показатели жителей этой страны. Данные исследования вызвали огромный резонанс в спорах об образовании.
Исследование помогло выявить действительно полезные данные, проводилось оно с точки зрения экономики, нобелевскими лауреатами. Эти данные подтвердили то, что неоднократно подчеркивалось в отечественной и зарубежной психологии. А именно то, что дошкольное образование, является отправной точкой в накоплении ребенком знаний, умений, развитии в нем его скрытых потенциалов. Это будет являться дальнейшим подспорьем для развития психики ребенка, его физического состояния. Игнорирование развития ребенка в дошкольном возрасте, чревато глубокими психическими проблемами в жизни, в том числе и школьной, куда он отправится сразу после садика.
Рассматривая конкретные подходы к организации дошкольного образования, стоит обратить внимание на вопросы:
Ответы на эти вопросы порождают две системы дошкольного образования, по отношению к школе. Точка стыка, между дошкольного и школьного образования, становится критической и во многом определяет «лицо», всей образовательной системы для детей дошкольного возраста в разных странах мира.
Первая система дошкольного образования является формальным и прямым следствием изменения в отношении раннего развития, оно стало приоритетным. Выводы сделанные после исследований (в том числе те, что писаны выше), указывают на то, что период развития ребенка до 7 лет, является особенно важным. В этот период ребенок особенно восприимчив и заинтересован к новому опыту, знаниям, открыт к познанию мира. В условиях современной динамики жизни, когда важным считается каждый год жизни ребенка, возникает потребность использовать время до школы, с максимальной пользой, сделав будущее обучение в школе более эффективным, за счет углубленного дошкольного обучения.
Сторонники этой системы, стремятся отодвинуть сроки начала обучения в школе на один-два года. Используя при этом принудительные методы склонения детей к обучению, системы раннего чтения, правописания, счеты. Они считают, что подобный подход поспособствует успехам в школе и дальнейшей жизни. Не смотря на то, что многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов, указывают на то, что практика раннего развития пагубно влияет на психическое здоровье ребенка, образуя у него нулевую мотивацию в обучении, что приводит к школьным депрессиям. Зачастую детей с такими проблема невозможно излечить.
Вторая система дошкольного образования подразумевает под собой естественный период обучения ребенка, начиная с 3 лет. Без применения слишком сложных систем образования. Данная система нуждается не в масштабном увеличении инструментов образования, а в более глубоком анализе и изменениях в её основах, которые должны быть направлены на положительный эффект и эмоции.
Развивающее образование должно учитывать, как возрастные так и личностные умения ребенка, его умения и склонности. Оно должно строиться на освоении ребенком культурно-общественных видах деятельности, разнообразные виды которых, становится основными в различные периоды возрастного развития ребенка. Поэтому представление о требованиях, по отношению к обучающему процессу, должно исходить из средств, которые адекватны для того или иного возраста.
Развивающие образование – это тип образования, который обладает не только развивающим эффектом, присущим для всех остальных типов образования, но и ориентированностью на каждого ребенка, поставив перед собой основную цель – развитие ребенка – его реальное продвижение по личностной шкале.
Знания, умения, навыки преобладающие в системе обучения, обозначаются не сколько как самостоятельные цели, а скорее, как средство в образовательном процессе ребенка. Поэтому задачей учителя, является не сколько обучить ребенка навыкам и знаниям, сколько поспособствовать его развитию, при помощи этих знаний и навыков.
Это не значит, что детей дошкольного возраста не нудно обучать. Российская система образования, сильна именно подходом к дошкольному образованию ребенка, которое в основном опирается на серьезное учение. Но главной основой задач педагога, должно быть передача тех знаний, которые будут иметь действительно эффективное развитие, конкретно для этого ребенка.
Главным показателем того, что происходит процесс развития, а не простого натаскивания ребенка по определённым знаниям, являются следующие проявления со стороны ребенка:
Именно на подобные проявления должна быть направлена современная система дошкольного образования.