Рассматривая возникновение управления персоналом, как отдельного направления управления предприятием, можно говорить о том, что потребность в нем обоснована внедрением в практику научных принципов управления. Этика управления персоналом в начальный период строилась на основе теории «Х», в соответствии с которой человек представляет собой только один из ресурсов и может быть заменен другим человеком, при условии неэффективной работы первого. Таким образом, отношение к работнику со стороны служб управления персоналом должно состоять в том, что человек предпочитает быть управляемым, а не управлять.
Это приводит к тому, что кадровыми службами должна проводится работа в области подготовки сотрудников к ответственной работе.
При этом любой сотрудник кадровой службы должен ориентироваться на основные наиболее важные цели в деятельности организации, одновременно с этим, не выпуская из внимания различные этические ценности сотрудников. Исследуя вопросы эволюции этики управления, можно отметить, что первым исследователем в данной области является К. Ходжкинсон, который выделил четыре наиболее важные группы этических заблуждений в процессе управления персоналом:
Исследуя этику управления персоналом необходимо отметить, что она строится на основе организационной культуры предприятия. При этом в основе данного направления управления лежит некоторая этическая коллективная доктрина, которая позволяет достичь максимально возможного равенства между всеми членами коллектива, обеспечить им равные права и обязанности.
Благодаря рациональному отношению к этическим нормам формируются потребности в создании практических рекомендаций, которые позволят решить ряд служебных проблемных ситуаций, которые представляют собой этические дилеммы.
Наличие таких дилемм характерно не только для руководителей и подчиненных, но и в отношениях сотрудников с внешними контрагентами. Это приводит к необходимости проведения различного рода тренингов с подчиненными, которые позволяют сформировать необходимые этические принципы и нормы.
Значительное влияние на уровень этичности работы персонала оказывает личностные моральные качества руководителя и его поведение, а именно:
Анализируя практику управления персоналом в организации, можно говорить о том, что на сегодняшний день выделяется шесть основных этических моделей лидерства:
Следует отметить, что в современных отечественных условиях наблюдается высокая степень лояльности к поведению начальства, поскольку значительную роль играют именно личностные симпатии.
Рассматривая различные виды корпоративной культуры, можно говорить о том, что для них формируются собственные этические доктрины.
Предпринимательская организационная культура связана с эгоистическим поведением руководителя, главной целью деятельности которого является повышение уровня прибыли от деятельности организации.
Бюрократическая организационная культура носит двойственный характер, что связано с ее иерархичностью, а также использованием моделей верхов и низов. Применение данных моделей позволяет достичь максимального эффекта от делегирования полномочий между различными звеньями организации, поскольку властные функции сосредоточены в руках наиболее ответственных людей. Также важно отметить, что для бюрократической организационной культуры наблюдается раздвоенность и отчужденность деятельности руководителя от деятельности подчиненных, что не позволяет достичь значительных результатов от деятельности сотрудников.
Рассматривая более детально бюрократическую корпоративную культуру, которая является одной из наиболее популярных на отечественных предприятий, можно говорить о том, что этика взаимоотношений между руководителями и подчиненными могут быть описаны на основе трех основных моделей: