Управление по системам Тейлора и Эмерсона


Управление по системам Тейлора и Эмерсона

Рассматривая практику управления, можно говорить о том, что широкое распространение получили две системы управления – Ф. Тейлора и Г. Эмерсона.

Система Ф. Тейлора

Ф.Тейлор первый кто внедрил идею о том, что управление любым предприятием должно проводиться систематически. В соответствии с данным положением система управления предприятием обязательно должна проектироваться. Исследователь сформировал функциональную структуру управления персоналом, в соответствии с которой функция контроля исполнения задач представляет собой одну из наиболее важных функций управления. В соответствии с этим один руководитель не способен в полной мере реализовывать все функции управления, что приводит к необходимости включения нескольких руководителей в организационную структуру предприятия.

В качестве основных принципов системы Ф. Тейлора можно выделить:

  • Необходимость создания нормальных условий работы, на основе определенных приемов управленческого аппарата;
  • Наличие специализированных функций в производственном цикле предприятия, что значит закрепление за работником только тех функций, которые он способен исполнить;
  • Формирование отдельной службы набора персонала на предприятии, которая должна функционировать на основе научных принципов подбора кадров;
  • Разработка и внедрение системы обучения и переобучения сотрудников, способствующей повышению их квалификации;
  • Разработка точных регламентов работы;
  • Изменение структуры управления предприятием в сторону отделения административных функций от исполнительских;
  • Создание системы контроля исполнения работ;
  • Обеспечение сотрудничества между администрацией и персоналом.

Именно Ф. Тейлор доказал, что каждый руководитель должен сам проводить процедуры подбора, обучения и расстановки кадров по рабочим местам. Это обосновывается тем, что «на месте» руководители способны более качественно распределять основные ресурсы предприятия, а также обеспечивать контроль и работу системы стимулирования персонала. Работа Ф. Тейлора стала основой для разработки модели управления Г. Эмерсона.

Модель Эмерсона

В качестве основных принципов своей модели управления Г. Эмерсон выделял:

  • Четкость при постановке целей;
  • Наличие высококвалифицированных консультантов в процессе работы. Данный принцип обоснован тем, что руководитель должен уметь воспринимать мнение специалистов относительно эффективности того или иного решения;
  • Дисциплина, которая обосновывается необходимостью полного подчинения сотрудников, а также наличие идеальной исполнительской дисциплины;
  • Справедливость в отношении сотрудников, формируемая не только посредством системы вознаграждений и поощрений, но и путем возможности реализации кадровых перестановок, позволяющих для каждого сотрудника наиболее эффективным образом прикладывать свои профессиональные знания и способности;
  • Создание быстрой и точной системы документирования деятельности организации, в том числе и отчетности;
  • Необходимость качественной диспетчерской службы;
  • Необходимость внедрения в практику деятельности персонала предприятия различных норм и расписаний, что позволяет более качественно контролировать производительность труда и выполнение тех или иных задач;
  • Создание наиболее оптимальных условий труда для каждого члена коллектива;
  • Нормирование отдельных операций, которое связано с разделением отдельных операций, с указанием четких сроков реализации данных задач;
  • Разработка инструкций и регламентов работы сотрудников.

Рассматривая систему вознаграждения, которая формируется Г. Эмерсоном, можно говорить о том, что она также должна быть сформирована на основе отдельных критериев, к которым можно отнести:

  1. Наличие гарантированной почасовой оплаты;
  2. При условии не достижения отдельных показателей производительности труда, каждый рабочий должен проходить переобучение, либо переводится на другое место работы, где его трудовая деятельность будет более эффективной.
  3. Внедрение в практику деятельности предприятия прогрессивной шкалы премирования за достижение или перевыполнения показателей производительности труда, что позволяет формировать дополнительные материальные стимулы;
  4. Необходимость постоянного пересмотра норм и расценок, в соответствии с изменениями внешней среды работы предприятия;
  5. Каждый сотрудник предприятия должен заканчивать каждую операцию в пределах определенной стандартной зоны для каждой операции.

Рассматривая модель Г. Эмерсона, можно говорить о том, что он в полной мере не раскрывает сущность и основы моральной мотивации сотрудников. Данные вопросы были освещены в более поздних работах исследователей данной темы.

Научная школа управления

Поскольку Ф. Тейлор и Г. Эмерсон представляют собой научную школу управления, следует более детально исследовать основные итоги исследований данной школы в целом. Рассмотрев две представленные выше системы управления персоналом, можно говорить о том, что в их основе лежат научные методы исследования, которые направлены на повышение эффективности трудовой деятельности персонала. Исследователи говорили о том, что благодаря применению научных методов организации труда существуют реальные возможности для повышения эффективности выполнения отдельных операций.

Им принадлежат идеи определения длительности выполнения заданий по отдельным элементам операций на основе хронометражных данных и фотографии рабочего времени, методы организации и планирования, применяемые в современной практике производства.

Замечание 1

Авторы школы научного управления в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались максимизацией эффективности производства на уровне, ниже управленческого. Однако в целом их мало интересовали социальные отношения в производстве и управлении. Они рассматривали рабочего главным образом как биологический придаток машины и стремились заставить его работать в режиме автомата.

Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций и рассматривала управление как особую специальность и самостоятельную область деятельности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :