Рассматривая практику управления, можно говорить о том, что широкое распространение получили две системы управления – Ф. Тейлора и Г. Эмерсона.
Ф.Тейлор первый кто внедрил идею о том, что управление любым предприятием должно проводиться систематически. В соответствии с данным положением система управления предприятием обязательно должна проектироваться. Исследователь сформировал функциональную структуру управления персоналом, в соответствии с которой функция контроля исполнения задач представляет собой одну из наиболее важных функций управления. В соответствии с этим один руководитель не способен в полной мере реализовывать все функции управления, что приводит к необходимости включения нескольких руководителей в организационную структуру предприятия.
В качестве основных принципов системы Ф. Тейлора можно выделить:
Именно Ф. Тейлор доказал, что каждый руководитель должен сам проводить процедуры подбора, обучения и расстановки кадров по рабочим местам. Это обосновывается тем, что «на месте» руководители способны более качественно распределять основные ресурсы предприятия, а также обеспечивать контроль и работу системы стимулирования персонала. Работа Ф. Тейлора стала основой для разработки модели управления Г. Эмерсона.
В качестве основных принципов своей модели управления Г. Эмерсон выделял:
Рассматривая систему вознаграждения, которая формируется Г. Эмерсоном, можно говорить о том, что она также должна быть сформирована на основе отдельных критериев, к которым можно отнести:
Рассматривая модель Г. Эмерсона, можно говорить о том, что он в полной мере не раскрывает сущность и основы моральной мотивации сотрудников. Данные вопросы были освещены в более поздних работах исследователей данной темы.
Поскольку Ф. Тейлор и Г. Эмерсон представляют собой научную школу управления, следует более детально исследовать основные итоги исследований данной школы в целом. Рассмотрев две представленные выше системы управления персоналом, можно говорить о том, что в их основе лежат научные методы исследования, которые направлены на повышение эффективности трудовой деятельности персонала. Исследователи говорили о том, что благодаря применению научных методов организации труда существуют реальные возможности для повышения эффективности выполнения отдельных операций.
Им принадлежат идеи определения длительности выполнения заданий по отдельным элементам операций на основе хронометражных данных и фотографии рабочего времени, методы организации и планирования, применяемые в современной практике производства.
Авторы школы научного управления в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались максимизацией эффективности производства на уровне, ниже управленческого. Однако в целом их мало интересовали социальные отношения в производстве и управлении. Они рассматривали рабочего главным образом как биологический придаток машины и стремились заставить его работать в режиме автомата.
Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций и рассматривала управление как особую специальность и самостоятельную область деятельности.