Процесс развития менеджмента, как научной дисциплины, представляет собой эволюцию отдельных его теорий. Это позволяет выделить основные школы менеджмента, которые хронологически могут быть представлены следующим образом:
Основателем первой школы управления является Ф. Тейлор, который сформировал основные направления научного подхода к организации труда персонала, подходы к управлению производством и т.д.
Главной целью классической школы является формирование наиболее универсальных инструментов управления предприятием. Данная школа была основана А. Файолем и М. Вебером, которые рассматривали организацию, как единый механизм.
Исследуя школу человеческих отношений, можно говорить о том, что наиболее важным направлением управления здесь является формирование наиболее приятных для работников психологических условий труда. Здесь объектом исследования являются системы мотивации персонала, межличностные отношения и индивидуальные особенности отдельных работников.
Школа количественных методов управления связана с изменением методов описания процессов управления. Если до этого все теории описывали словесно процесс управления, то исследователи, относящиеся к данной школе, применяли математические модели и различные количественные методы оценки эффективности. В основе данной школы лежат различные достижения математики, кибернетики, статистики. Это привело к популярности методов математического моделирования в процессе управления.
Рассматривая основные теории менеджмента можно говорить о том, что они представлены:
Исследуем их более детально.
Рассматривая бихевиористические теории, можно говорить о том, что они исследуют организацию с точки зрения взаимодействия персонала. Таким образом, в качестве основой задачи руководства выступает формирование наиболее эффективного психологического климата в коллективе.
Исследователи, придерживающиеся данной теории, говорят о том, что в процессе управления наиболее важным аспектом является определение направлений формирования и развития межличностных отношений в организации. Управляющее звено в данной теории реализуют свои функции в соответствии с индивидуальными особенностями каждого человека на основе психологических и социальных методов. Таким образом, руководитель становится эффективным только при условии наличия умений работы с людьми.
Важно отметить, что в рамках данной теории исключается понимание организации, как единого целого, что приводит к низкой эффективности процессов планирования, организации и контроля деятельности персонала.
Другой теорией менеджмента, которая получила широкое распространение на практике, является теория принятия решений. Именно управленческие решения представляют собой наиболее важные элементы управления. Здесь важно отметить, что данная теория не рассматривает решения, как основу менеджмента. Что приводит к наличию в ней инструментов воздействия на персонал.
Научно-технический прогресс привел к необходимости формирования нового подхода к менеджменту, который называется кибернетическим. В соответствии с данной теорией менеджмент представляет собой информационный процесс. Это связано с тем, что любое управленческое воздействие возможно только на основе информационной системы, формируемой на предприятии.
Исследуя теорию обстоятельств, как одну из основных теорий управления, можно говорить о том, что принятие решений менеджером происходит на основе анализа различных ситуаций. При этом для обеспечения эффективности управления необходимо проводить анализ различных внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность организации.
Теория систем рассматривает организацию с точки зрения ее влияния на работников и рабочий климат вокруг нее. Данный климат включает в себя значительное число факторов, которые могут воздействовать как вместе, так и по отдельности.
Важно отметить, что теория систем позволяет проводить оценку эффективности различных моделей и событий, происходящих на рабочем месте каждого отдельного сотрудника. Это позволяет обеспечить эффективную координацию всех программ развития организации, а также достижение поставленных целей и задач.
Рассматривая теорию хаоса, можно говорить о том, что в ее основе лежат постоянные изменения, происходящие в организации. Здесь стоит учитывать, что кроме планируемых событий и обстоятельств могут быть и различные форс-мажоры.
В соответствии с теорией хаоса любы перемены являются неизбежными и редко поддаются контролю. При увеличении организации наблюдается и рост числа неопределенность, оказывающих влияние на нее. Обеспечение развития организации возможно только на основе увеличения затрат на управление, что позволяет обеспечить развитие и изменение организации.
Теория «Х» и «У» связана с управлением организацией на основе убеждений ее сотрудников. В соответствии с данной теории менеджеры должны формировать эффективные стимулы для работников, которые позволяет повысить основные показатели эффективности труда в организации.
Таким образом, можно говорить о том, что на сегодняшний день в теории управления выделяется значительное число теорий, которые призваны описать отдельные аспекты деятельности организации. Однако, применение одной конкретной теории не позволяет существенно увеличить качество управления, что формирует потребность в их компоновке. Это обусловлено тем, что только применение нескольких теорий управления позволяет обеспечить высокое качество управления в различных аспектах деятельности организации.