Теория гуманитарного менеджмента включает в себя несколько основных концепций, разработанных на различных этапах развития науки об управлении. Первой из таких концепций является теория человеческих отношений, которая в последствии стала одной из школ гуманитарного менеджмента. Формирование школы человеческих отношений происходило в 30-50-е года двадцатого века.
Появление первых разработок в данном направлении связано с работами Ф. Тейлора. В основе разработок данного ученого лежит положение о том, что за счет применения методов научного управления и принципов наиболее рационального администрирования можно добиться значительного повышения производительности труда. Это позволяет говорить о том, что в основе разработок Ф. Тейлора лежат работы А. Файоля и М. Вебера.
Для подтверждения своей теории Ф. Тейлор провел ряд «хоторнских» экспериментов, которые позволили исследовать основные факторы, оказывающие влияние на уровень производительности труда персонала.
Проанализировав результаты данных экспериментов, последователь Ф. Тейлора Э. Мейо, предположил, что кроме основных факторов, оказывающих влияние на производительность труда персонала, также существует определенное влияние уровня понимания персоналом важности своей деятельности, а также своей роли в процессе производства продукции. Таким образом, формируется социабельность труда, представляющая собой потребность в принадлежности к определенной группе сотрудников, задействованных в процессе производства продукции.
Также был проведен социальный опрос сотрудников, участвующих в экспериментах. По итогам данного социального опроса было выявлено, что:
По итогам анализа итогов хоторнских экспериментов была сформирована доктрина человеческих отношений. Ее основные положения заключаются в том, что ключевым видом отношений внутри организации являются различные неформальные контакты, возникающие в процессе работы, а также неформальные отношения. При этом развитие неформальных отношений связано с неформальными группами, коалициями и неформальными лидерами, что приводит к необходимости создания общегрупповых норм поведения человека.
Таким образом, возникает необходимость в использовании новых, особых требований к процессу управления персоналом, которые могут быть выражены на основе ряда неформальных аспектов трудовой деятельности. Это приводит к тому, что вместо строгой формализации различных процессов, жесткой иерархии подчиненности и других средств повышения уровня производительности труда, которые характерны для классической теории управления, применяются новые, среди которых можно выделить:
При этом важно отметить, что доктрина человеческих отношений существенно переоценила степень влияния социального фактора на повышение производительности труда персонала, а также недооценила другие организационные факторы. Однако, часть положений, представленных в данной доктрине до сих пор активно применяется в практике управления предприятиями.
Рассматривая данное направление теории гуманитарного менеджмента, можно говорить о том, что оно получило активное распространение в 50-х годах двадцатого века. Развитие данное направления связано с формированием значительных наработок в области социологии и психологии. Школа наук о поведении еще получила название бихевиоризма.
В ее основе лежит понимание необходимости исследования не только сознания человека, но и особенностей его поведения. В соответствии с данной теорией поведение человека является реакцией на какой-либо стимул, носящий как внутренний, так и внешний характер.
Основой идеей данной школы управления является утверждение о том, что отношения между работниками и руководителями формируются только при условии наличия определенного стимула, оказывающего влияние на эффективность работы персонала в целом. Идеи данной школы активно применяются и в сегодняшней практике управления организациями.
В качестве наиболее ярких представителей данной школы управления можно выделить американского психолога Д. МакГрегора, который говорил о наличии двух видов менеджмента. Данные виды менеджмента были описаны в теории «Х» и теории «У».
Первая теория отражает классический подход к управлению деятельностью предприятия. Данный подход сформирован на представлениях руководителя о социально-психологических особенностях работника.
Теория «У» является противовесом к теории «Х», поскольку в ее основе лежит восприятие руководством предприятия социально-психологических особенностей людей, обладающих различными интеллектуальными способностями.