Вопросы определения вопросов власти в менеджменте исследовались различными учеными на протяжении достаточно длительного времени. Так, С. Вебер говорил о том, что в основе эффективной власти лежит рациональность, при этом нельзя разделить власть и влияние, что приводит к необходимости ее исследования, как целостной системы прав, продвигаемой сверху вниз на основе существующей на предприятии организационной структуры.
По итогам разработки М. Вебера, Ф. Фоллет говорила о том, что власть представляет собой недостаточно эффективный инструмент, что привело к необходимости внедрения других методов управления, которые позволяют сочетать индивидуальные потребности каждого отдельного сотрудника и распоряжений руководства.
Еще одним исследователем, который уделил особое внимание вопросам власти в организации является Д. МакГрегор, который отмечал низкую роль власти в управлении. В противовес власти данный исследователь выносил интеграцию полномочий, которая позволяет создать условия взаимодействия сотрудников, при которых достигаются индивидуальные цели и цели развития организации.
Таким образом, можно говорить о том, что в теории управления власть рассматривается как наличие полномочий у руководителя в области возможностей отдачи приказов сотрудникам для обеспечения более эффективной и плодотворной их работы. При этом без власти невозможна организация эффективной структуры организации.
Это позволяет говорить о том, что власть представляет собой возможность и способность реализовывать свою волю, оказывать влияние на деятельность и поведение персонала на основе собственного авторитета, права, силы и т.д. На основе всего вышесказанного можно говорить о том, что власть в теории управления рассматривается в дух основных аспектах:
Исследуя власть, как особый организационный порядок, можно говорить о том, что она обладает следующими характеристиками:
Рассматривая теорию власти, можно говорить о том, что в ней говорится о возможности наделения соответствующими полномочиями как одного конкретного лица, так и целых коллективов, которые действуют от имени своего имени или от имени коллектива. При этом любой индивид, который обладает соответствующими властными полномочиями должны обладать определенной уверенностью в наличии определенной свободы действий в процессе реализации возложенных на него полномочий.
В качестве основы власти в организации выступает ее источник, представляющий собой обязательное условие для реализации различных властных полномочий. В качестве источника власти может выступать должность, на которой работает сотрудник, или непосредственно сама личность.
Исследуя источники возникновения власти можно отметить следующее:
Рассматривая деятельность организации, можно говорить о том, что в современных условиях существует:
Формальная власть представляет собой власть должности. То есть она обосновывается официальным местом лица в организации и может быть измерена числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям лица, наделенного властью. В данном случае власть и управление формируется на основе служебной иерархии, которая включает в себя все структурные подразделения организации. Однако, кроме существующей организационной структуры выделяется и неформальное распределение власти в коллективе, которое может не совпадать с формальным распределением.
Под реальной властью понимается власть, включающая в себя не только должностные полномочия, н и личностный авторитет руководителя. Данная власть формируется не только на основе места должностного лица в организационной структуре предприятия, но и его ролью в системе отношений внутри коллектива. Для повышения эффективности формальной и неформальной власти необходимо координировать усилия всех сотрудников организации, а также поддерживать существующую систему организационной дисциплины.
Из-за наличия расхождений между пределами формальной и реальной власти возникает ситуация, при которых она принадлежит различным людям, противоречащим друг другу. Таким образом влияние власти на сотрудников организации ослабляется, что снижает ее эффективность.