Исследуя развитие классических школ теории менеджмента, можно говорить о том, что первой из них является научная школа управления. Данный подход связан с необходимостью изменения, перепрофилирования и повышения эффективности ручного труда сотрудников. Основным исследователем данной школы менеджмента является Ф. Тейлор.
Свои исследования данный ученый строил исходя эффективности деятельности организации, а не эффективности работы одного конкретного сотрудника. Так, в 1911 году Ф. Тейлором была выпущена книга «Принципы научного управления», где были представлены основные положения относительно организации научного управления организацией. В последствии данная школа получила название «тейлоризм».
Основные принципы управления, сформированные Ф. Тейлором, создали условия для признания управления в качестве отдельной исследовательской и прикладной науки.
Широкое развитие идей Ф. Тейлора наблюдается в работах Г. Гилбрета, Г. Эмерсона, Г. Форнда и т.д.
Так, Г. Эмерсон в 1900 году выпустил труд «Производительность, как основание для управления и оплаты труда», а после продолжил свои разработки в области повышения эффективности управления персоналом и издал свою главную работу – «Двенадцать принципов производительности». Рассматривая последний труд данного исследователя, можно говорить о том, что именно в нем сформированы основные принципы повышения производительности труда персонала, которые используются и на сегодняшний день во многих организациях.
Еще одним из исследователей, внесших значительный вклад в развитие научной школы управления, является Г. Форд, который является основателем конвейерного автомобилестроения и теории управления, получившей в последствии название «фордизм».
В соответствии с данной теорией управления в качестве основных положений управления можно выделить:
Таким образом, можно говорить о том, что по итогам работы представленных выше ученых была создана первая научная школа управления.
Рассматривая дальнейшее развитие классических теорий управления, можно говорить о том, что оно связано с административной школой менеджмента. Основателем данной школы является А. Файоль, который на протяжении 30 лет занимался руководством одной из наиболее крупных французских компаний, находящихся на грани банкротства.
По итогам своей работы данным исследователем была сформирована теория административного управления, в соответствии с которой весь процесс управления может быть разделен на пять основных функций:
Представленные выше функции на сегодняшний день также активно применяются в практике управления отечественными и зарубежными предприятиями. Важно отметить, что все представленные выше принципы управления представляют собой самостоятельный итог административной школы теорий менеджмента.
Все разработанные функции управления являются универсальными, однако их применение возможно только на основе учета специфики деятельности организации. Это обосновывается тем, что система данных управленческих принципов не может быть завершена, поскольку всегда остается открытой для дополнений, изменений и преобразований, возникающих на основе анализа, осмысления и обобщения деятельности организации в определенный период времени.
Также А. Файолем отмечалось что для руководителя необходимо наличие определенных компетенций и знаний. В качестве основой заслуги данного исследователя можно выделить то, что он сформировал потребность в исследовании управленческой деятельности как отдельного исследования и науки.
Одновременно с разработками А. Файоля немецкий социолог М. Вебер выделил необходимость создания единого идеального управленческого подхода. Данный исследователь сформировал концепцию идеального типа организации, в которой основную роль играет бюрократия.
По итогам анализа и проработки теоретических положений, сформированных представленными выше учеными, была разработана теория социального управления, в основе которой лежат свои ценности и нормы поведения людей в конкретных социальных ситуациях.
Основным исследователем, которого хотелось бы выделить в рамках данного направления, является В. Парето, который говорил о необходимости исследования организации с точки зрения скопления различных связанных между собой элементов. Таким образом, именно данный исследователь говорил о необходимости исследования предприятия как социальной системы, включающей в себя различные подсистемы.
Наиболее важным положением, сформированный В. Парето, является то, что социальные системы приходят к равновесию после различных внешних или внутренних воздействий. Данный тезис также связан с тем, что социальные воззрения персонала оказывают прямое влияние на поиск состояния равновесия в организации. Также он отмечал, что наиболее важной задачей руководителей является обеспечение эффективного прохождения указаний между различными структурными подразделениями с целью сохранения существующих на предприятии организационных систем.
Таким образом, на основе анализа теорий классической школы управления, можно говорить о том, что ее исследователи исследовали процесс управления, как универсальный и сформированы основные направления управленческих воздействий на персонал. Разработка теорий классической школы позволило систематизировать всю теорию управления предприятием, при этом выделив процесс управления в самостоятельный вид практической и научной деятельности.