Субъекты информационного менеджмента
Исследуя теорию информационного менеджмента можно говорить о том, что его субъекты представляют собой различные активные компоненты информационной системы, являющиеся причиной создания информационного потока от объекта к субъекту или приводящие к изменению самой информационной системы.
Так, в наиболее общем виде субъекты информационного менеджмента представляют собой:
- производителей информации, прием они могут создавать как первичные, так и вторичные (обработанные) информационные потоки;
- собственники информации или ее держатели, выступающие своеобразными посредниками между производителями информационного потока и его потребителями;
- потребители информации, являющиеся конечными получателями информации. Здесь важно отметить, что потребители также могут быть и производителями, но в различные моменты времени.
Таким образом, можно говорить о том, что в современной теории информационного менеджмента благодаря классификации субъектов информационного менеджмента достигается высокая эффективность процесса управления информационными ресурсами предприятия.
Собственники информации, как субъекты информационного менеджмента
Особое внимание из всех представленных выше субъектов заслуживают именно собственники информации, которые могут быть разделены на три категории:
- собственники информационного объекта, представляющие собой производителей информации, включаемой в состав информационной системы. Данная категория субъектов информационного менеджмента обладает всеми правами на информацию, а при ее дублировании, имеет оригинал информационного объекта, содержащего в себе изначальную информацию. Возникновение права собственности на информацию связано с тем, что она создается самим субъектом и является итогом какой-либо его деятельности;
- собственник или владелец информационного объекта, представляющий собой держателя информации. Рассматривая данный субъект информационного менеджмента, можно говорить о том, что он наделен правом собственности на информацию в соответствии с заключенным договором, заключенного с создателем информации. Одновременно с этим данная категория собственников может обладать оригинальным носителем информации, либо его полной копией;
- собственник информационного объекта, как потребитель информации, отраженной в данном объекте. Данный субъект информационного менеджмента наделен правом знания информации, представленной в объекте, а также возможностью ее использования в своей деятельности в соответствии с условиями договора, заключенного между ним и первым типом собственников. При этом такие собственники не могут передавать данную информацию третьим лицам или тиражировать ее.
Важно отметить, что все информационные объекты, которые находятся в собственности всех упомянутых выше собственников, не всегда представляют собой один и тот же носитель информации. Объединение правомочий в области того или иного информационного объекта происходит только благодаря самой сути информации, включаемой в состав данных носителей.
Объекты информационного менеджмента
Исследуя информационный менеджмент, можно говорить о том, что в качестве его объектов выступают различные пассивные компоненты информационной системы, которые осуществляют процессы хранения, приема или обработки информации. Здесь также важно отметить, что предоставление доступа к объекту информационного менеджмента означает предоставление доступа к информации, которую он в себе содержит.
Сами по себе объекты информационного менеджмента представляют собой различные носители информации, информационные ресурсы, процессы обработки информации и саму информацию. При этом в качестве носителей информации могут выступать как определенные технические средства, так и физические объекты.
Таким образом, все объекты информационного менеджмента могут быть сгруппированы следующим образом:
- информация персонального характера или различные персональные данные. Данный тип объекта информационного менеджмента представляет собой зафиксированную на материальных носителей информацию о конкретном человеке. Он может быть представлен за счет идентификационного номера или некоторых специфических характеристик информации (физических, ментальных, культурных и т.д.);
- перечень данных или база данных. Данный вид объектов информационного менеджмента представляет собой список характеристик одного субъекта, которые собираются обладателем массива данных;
- массив данных, являющийся упорядоченной совокупностью данных значительного числа субъектов.
При этом в отношении объектов информационного менеджмента проводится несколько основных действий:
- режим конфиденциальности информации, представляющий собой нормативно-правовое регулирование особенностей использования информации, ее передачи и хранения
- сбор данных, являющийся процедурой получения на законных основаниях данных от их собственника, а также преображение их в некоторый массив данных. Здесь особое внимание уделяется вопросам законодательного регулирования процесса взаимодействия субъекта и объекта информационного менеджмента;
- согласие собственника информации на использование данных в соответствии с действующим законодательством;
- передача данных, представляющая собой процесс передачи информации от одного субъекта другому;
- актуализация данных, заключающаяся в изменении данных в соответствии с изменениями ситуации;
- блокировка данных, связанная с временным прекращением использования данных и отказом от проведения каких-либо процедур с ними;
- уничтожение информации проводится только ее собственников. Данная процедура связана с приведением данных в состояние, когда они не могут быть преобразованы в исходное состояние и использоваться;
Представленные выше действия проводятся в соответствии с теми или иными потребностями информационной системы, что позволяет обеспечить высокую эффективность использования информации.