Отбор персонала – это один из этапов работы кадровой службы по подбору персонала. Его задачей является выявление лиц, в профессиональном и личностном отношении соответствующих вакантной должности.
Методы отбора персонала:
Собеседование с кандидатом является неотъемлемым этапом отбора и ключевым методом, способствующим принятию решения об утверждении на должность.
Структурированное собеседование. Осуществляется сотрудником кадровой службы по заранее заготовленным анкетам. Оценивается квалификация кандидатов, их соответствие корпоративной культуре организации, правдивость представленных в резюме данных. По итогам такого собеседования можно провести сравнение ответов различных кандидатов и принять решение о его дальнейшем рассмотрении. Существенным недостатком этого вида собеседования является максимальное сосредоточение на профессиональных качествах кандидата, а важные личностные характеристики могут остаться незамеченными.
Ситуационное (кейс-собеседование). Кандидатам на должность предлагается решить несколько реальных ситуаций из тех, что встречаются при работе на рассматриваемой должности. У сотрудника кадровой службы имеются типовые варианты решения этих ситуаций, с которыми происходит сравнение ответов кандидатов. Оценивается логика и новизна мышления, а также личные качества кандидатов.
Проективное собеседование. Основывается на проектировании чужого опыта поведения на личность кандидатов. Им предлагается дать оценку и описать своё отношение к поведению других людей в конкретных ситуациях. Этот вид собеседования является психологическим ходом, позволяющим объективно оценить профессиональные и личные качества кандидатов: люди с большей откровенностью обсуждают поступки других.
Претендентам на место в этом варианте собеседования задают вопросы вида: Почему люди опаздывают на работу? Когда люди тратят рабочее время на решение личных проблем? К чему ведут межличностные конфликты в организации? Когда коррупция оправдана? и пр.
Компетентностное собеседование. Ответы кандидатов на вопросы сотрудника кадровой службы оцениваются по шкале компетенций, позволяющей с наибольшей точностью определить соответствие квалификационных качеств вакантной должности.
Стрессовое собеседование. Сотрудник кадровой службы может создавать конфликтную ситуацию и оценивать корректность поведения и стрессоустойчивость кандидатов, если эти качества важны для вакантной должности.
Собеседование может быть индивидуальным или групповым. При проведении группового собеседования с кандидатом на должность беседуют несколько сотрудников кадровой службы, что позволяет максимально объективно оценить его соответствие предполагаемой должности. Кроме того, при проведении группового собеседования, существует большая вероятность, что, если кандидат не подойдёт на заявленную должность, то ему будет предложена другая, где он востребован.
Правила проведения собеседования:
Преимущества собеседования:
К недостаткам собеседования как метода отбора персонала можно отнести:
Тем не менее, опираясь на опыт сотрудников кадровой службы и руководства компании, этот метод остаётся ключевым при отборе персонала.