Рассматривая сущность системы сбалансированных показателей, можно говорить о том, что она представляет собой определенную систему управления, которая позволяет руководителям компаний формировать стратегические цели управления компании, а также различные оперативные планы деятельность отдельных структурных ее элементов. Также данная система позволяет проводить оценку результатов деятельности сотрудников на основе ключевых показателей, включаемых в стратегию.
Важно отметить что система сбалансированных показателей позволят с помощью различных инструментов управления компанией провести оценку эффективности деятельности на основе комплексных показателей, охватывающих практически все аспекты деятельности компании.
Концепция применения данной системы зародилась в начале девяностых годов прошлого века и развивается до сих пор. На сегодняшний день система показателей дополнена различными финансовыми и нефинансовыми показателями. Основными используемыми на практике нефинансовыми показателями являются:
Таким образом, можно говорить о том, что система сбалансированных показателей сегодня включает в себя пять наиболее важных принципов, позволяющих согласовать систему управления и эффективность принимаемой и реализуемой в организации стратегии.
В основу системы сбалансированных показателей возложен ряд принципов, основными из которых являются:
Представленные выше принципы системы сбалансированных показателей Нортона и Каплана позволяют говорить о том, что она является одной из наиболее развивающихся. Так, в последней книге исследователей рассматривается стратегическая карта диверсифицированных компаний, которая позволяет описать основные корпоративные ценности, приоритеты деятельности и систему отчетности.
Рассматривая роль системы сбалансированных показателей в процессе планирования деятельности предприятия, можно говорить о том, что она позволяет существенно структурировать процесс формирования основных ценностей деятельности организации. При этом такие цели формируются на разных уровнях:
Рассматривая представленные цели, можно говорить о том, что финансовые и клиентские цели связаны с описанием итогов, которые компания должна достичь в процессе своей деятельности. При этом цели, связанные с внутренними бизнес-процессами, обучением и развитием представляют собой основу для дальнейшего развития организации. Также важно отметить, что именно данные цели становится стратегическими направлениями, необходимыми для баланса стратегии и учета мнений различных сторон.
Полученные в результате реализации стратегии краткосрочные финансовые результаты, связанные со снижением расходов и ростом эффективности управления операционной деятельностью, не должны отвергать наличие необходимость инвестирования в нематериальные активы. Поскольку при отказе от инвестиций в нематериальные активы невозможно увеличение долгосрочной прибыли предприятия.
Таким образом стратегические направления в системе стратегических показателей включают в себя следующие компоненты:
Последней составляющей системы сбалансированных показателей являются показатели, отражающие развитие различных нематериальных активов предприятия. Необходимость данных показателей обосновывается тем, что именно нематериальные активы сегодня становятся одной из наиболее важных частей развития организации. В области данного направления стратегического планирования можно выделить: