Определение ключевых показателей эффективности
Определение 1
Ключевые показатели эффективности или KPI представляют собой показатели, отражающие уровень достижения заявленных целей деятельности предприятия.
Также можно говорить о том, что данная система является количественно измеримым индикатором показателей, которые были достигнуты фактически.
Чаще всего в отечественной литературе данная система показателей рассматривается как соотношение достигнутых результатов и ресурсов, которые были затрачены в процессе их достижения. Однако, KPI охватывает и ряд других показателей, что позволяет говорить о его интегральном характере.
Также есть мнение о том, что ключевые показатели эффективности использовались еще в сбалансированной системе показателей. Данный вывод является ошибочным в связи с тем, что в системе сбалансированных показателей, сформированных Нортоном и Капланом, использовались измерители, а не показатели.
Замечание 1
При этом нельзя не отметить что между данными системами оценки эффективности деятельности предприятия присутствует косвенная связь. Так, в системе сбалансированных показателей Нортона и Каплана есть перспектива оценки целей, ложащихся в основу бизнес-процессов организации. При этом в KPI данные бизнес-процессы оцениваются уже на основе реальных данных.
Особую актуальность методика ключевых показателей эффективности приобретает в процессе управления различными бизнес-процессами организации. Это обосновывается тем, что данные показатели позволяют оценить результаты, эффективность и производительность тех или иных бизнес-процессов в организации.
Система ключевых показателей эффективности
Нельзя не отметить, что в практике использования ключевых показателей выделяется несколько основных их видов, среди которых:
- ключевые показатели результативности, отражающие сколько и какой результат, был получен в процессе деятельности компании;
- ключевые показатели затрат, отражают совокупные ресурсы, необходимые для достижения установленного результата;
- ключевые показатели функционирования, отражающие эффективность реализации выполнения тех или иных бизнес-процессов;
- ключевые показатели производительности, дающие характеристику соотношения между полученными результатами и временем, которое необходимо затрачивать на получение результата;
- ключевые показатели эффективности, отражающие производные показатели, характеризующее результат и затраты.
Также в процессе применения системы ключевых показателей необходимо соблюдение следующих правил:
- число показателей, должно быть минимальным, что позволяет обеспечит полное удовлетворение требований анализа;
- каждый показатель должен быть измеримым;
- стоимостные затраты, связанные с аналитическими процедурами, не должны превышать эффект, получаемых от их использования.
Классификация ключевых показателей эффективности деятельности предприятия
Рассматривая классификации ключевых показателей эффективности деятельности предприятий, можно говорить о том, что они могут быть сгруппированы по трем основным группам:
- оперативные показатели, которые отражают эффективность текущей деятельности предприятия. Именно данные показатели позволяют изменять цели деятельности предприятия под постоянно изменяющиеся внешние условия. Для производственного персонала данные показатели выступает своеобразным индикатором уровня организации производственной деятельности, системы поставок сырья и качества производимой продукции. В качестве наиболее популярных таких показателей выделяются дневные или периодические объемы продаж продукции, средняя выработка и т.д. Чаще всего данные показатели позволяют отобразить скорость достижения экономического эффекта от деятельности организации в краткосрочном периоде;
- аналитические факторы, используемые для оценки существующих на рынке тенденций. Применение данных показателей обусловлено необходимостью проведения сравнительного анализа эффективности деятельности предприятия в разных периодах. Чаще всего они представляют собой: совокупный объем продаж за период, объем чистой выручки, динамика кредиторской и дебиторской задолженности. Важно отметить, что именно эти показатели лежат в основе ключевых показателей эффективности деятельности;
- стратегические показатели, которые отражают информацию относительно работы предприятия за период. Данная информация используется для изменения планов на следующий отчетный период. Чаще всего к данным показателям относятся денежные потоки предприятия, на основе которых рассчитывается рентабельность предприятия, соотношение затраченных и полученных средств. Здесь следует учитывать, что такие показатели не могут выступать основой для определения эффективности персонала, а используются только в процессе формирования годовой или квартальной отчетности и построения стратегии дальнейшего развития предприятия.
Замечание 2
Также можно говорить о том, что ключевые показатели эффективности деятельности организации могут быть использованы не только для оценки всей деятельности предприятия, но и для оценки результативности конкретных отделов и отдельных служащих. При этом данные показатели позволяют провести анализ скорости изменения отдельных явлений за период и сравнить рассчитанные показатели с раннее полученными. Благодаря данной методике существует возможность выделения лидирующих отделов, а также отстающих работников. Это повышает эффективность системы планирования и прогнозирования на предприятии в целом
Кроме представленной выше классификации ключевых показателей эффективности деятельности организации также можно выделить определенные подгруппы, которые отражают установки, формируемые одновременно с поставленными целями. К таким подгруппам могут быть отнесены:
- показатели принципа;
- показатели результативности;
- показатели финансово-хозяйственного состояния предприятия;
- показатели продукта.
Таким образом система ключевых показателей эффективности деятельности предприятия оценивают различные стороны его функционирования, что позволяет достичь значительной эффективности анализа и оценки.