Возникновение менеджмента началось еще в древности, однако, при наличии постоянных изменений во внутренней и внешней среде предприятий, можно говорить о продолжении его развития и сегодня.
В истории возникновения менеджмента принято выделять три основных периода:
Рассмотрим данные периоды более детально, поскольку на каждом из них формировались теории, лежащие в основе современного менеджмента.
Древний период развития менеджмента начинается с IX века до нашей эры и заканчивается в XVIIIвеке. В рамках данного периода менеджмент может рассматриваться с точки зрения наиболее простых форм организации труда, которые были характерны для первобытного общества. При этом управление реализовывалось не конкретными личностями, а всеми членами общины.
После перехода от собирательства к охоте началось зарождение новых форм управления, в основе которой лежал принцип главенства старшего в общине над более молодыми ее членами. Резкий скачок в развитии менеджмента наблюдается в Древнем Египте, где была сформирована первая управленческая система.
Одновременно с этим вопросы развития управления активно осуждались и в Древней Греции. Так, среди древнегреческих мыслителей наблюдается разделение мнений относительно основных понятий и целей управления. В качестве примера можно привести суждения Сократа, Платона и Аристотеля.
Сократ отмечал, что наиболее важной частью управления является выбор исполнителя той или иной задачи в соответствии с требованиями к выполнению той или иной задачи. С точки зрения Платона управления должно быть направлено только на обеспечение жизнедеятельности общества в целом, а не отдельных его составляющих.
Аристотель же говорил о необходимости управления рабами, контроля за их делами и т.д. Данный исследователь может считаться первым, кто заложил наиболее важный принцип управления – делегирование полномочий (в данном случае от владельцев к рабам, с целью освобождения времени первых).
Основу современного менеджмента заложили и древние римляне, которые в процессе решения той или иной задачи отмечали необходимость проведения контрольных мероприятий, анализа основных причин невыполнения или некачественного выполнения поставленной задачи.
Таким образом, можно говорить о том, что в древний период наблюдается зарождение основных положений теории менеджмента, которые являются актуальными и на сегодняшний день.
Рассматривая индустриальный период развития менеджмента можно говорить о том, что здесь были систематизированы все наработки в области управления с целью создания целостной системы менеджмента.
Ее необходимость обосновывалась тем, что значительный объем ручного труда был заменен машинным. Таким образом, со стороны владельцев капитала возникла потребность в выполнении всех поставленных заданий, что позволило бы в кратчайшие сроки окупить вложенные средства.
Период систематизации связан с возникновением крупных предприятий, а также новых течений и научных взглядов на процесс управления предприятием. Именно в данный период менеджмент выходит на государственный уровень. Данный период протекал с XIX века по XX век.
Таким образом, можно говорить о том, что от простого управления предприятием начался переход к управлению производством. Именно данный период является последним в хронологии развития менеджмента, поскольку после него началось активное развитие отдельных школ менеджмента, на основе которых и можно проследить дальнейшее развитие менеджмента.
Первой исторически возникшей школой менеджмента является школа человеческих отношений, которая рассматривала социальную структуру предприятия. При этом особое внимание в рамках данной школы было сосредоточено на особенностях человеческого поведения и формировании принципов управления, в соответствии с ними. Наиболее важными принципами управления, сформированными в рамках данной школы, являются:
Однако, в данном подходе не учитывались различные технологические факторы, а также отсутствовал системный подход к управлению предприятием.
Следующей школой менеджмента является поведенческая школа, которая получила свое наибольшее распространение в 60-е годы двадцатого века. В рамках данной школы особое внимание уделялось вопросам повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
Основными задачами данной школы являются:
Таким образом, можно говорить о том, что исследователи данной школы разработали наиболее эффективные варианты управления предприятием в соответствии с постоянно изменяющимися условиями внешней среды.
Дальнейшее развитие менеджмента связано с школой науки управления, в соответствии с которой любые управленческие проблемы могут быть решены на основе моделирования. Таким образом, данная школа начинает «слияние» теории менеджмента с математическими науками.
В качестве основной модели управления исследователи, относящиеся к данной школе, выделяли:
Представленные выше школы управления впоследствии стали основой для ситуационного и системного подхода, которые развиваются и сегодня.
Таким образом, можно говорить о том, что развитие менеджмента протекало в соответствии с изменением внешней среды, в которой работали предприятия.