Развитие персонала - это меры, предпринимаемые кадровой службой организации для повышения эффективности использования человеческих ресурсов.
Направления:
Этапы:
Профессиональное развитие персонала осуществляется в двух основных формах: на рабочем месте (с использованием методов наставничества, делегирования полномочий, ротации кадров и др.) или в специальных учебных заведениях (при обучении используются метод лекционной подачи материала, решение кейсов, а также деловые игры).
К методам профессионального развития персонала относятся: обучение и повышение квалификации работников, а также профессиональная переподготовка кадров.
Социальное развитие персонала предполагает комплекс мер по созданию благоприятной обстановки в коллективе, повышению мотивации работников, формированию корпоративной культуры.
Цели обучения персонала организации:
Внутрифирменное обучение персонала — это особая система обучения персонала, ориентированная на персонал конкретного предприятия и строящаяся на решении специфических именно для данной организации проблем, проводимая как на территории предприятия, так и в корпоративных учебных центрах с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.
Внутрифирменное обучение актуально, когда организация активно растёт и развивается, увеличивая штат сотрудников, при этом уже имея разработанные и эффективные правила функционирования. Кроме того, активно используют внутрифирменное обучение организации, занимающие стабильное положение на рынке, как инструмент инвестирования в персонал (поддержка и развитие информационной, коммуникационной, правовой и технологической грамотности).
Система внутрифирменного обучения должна быть непрерывной и обеспечивать баланс интересов руководства организации и сотрудников. Как процесс внутрифирменное обучение персонала должно иметь этапы: планирование, организация, реализация и контроль.
Профессиональная переподготовка – это вид обучения с целью приобретения сотрудником знаний и умений, необходимых для выполнения новых должностных обязательств. Профессиональная переподготовка может быть связана с модернизацией трудового процесса или сокращением должности, на которой пребывает сотрудник. Переподготовка кадров осуществляется профессиональных образовательных учреждениях, по окончании обучения выдаётся диплом с присвоением квалификации.
Главное отличие переподготовки от второго высшего образования – отсутствие в программе обучения комплекса базовых дисциплин и сосредоточение на специальных.
Повышение квалификации– это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.
Раз в 5лет каждый сотрудник должен проходить курсы повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации могут быть:
Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами.
Это новый взгляд на жизнь, давно распространённый в развитых странах и набирающий всё большее распространение в РФ.
Использование формальных и неформальных форм обучения, развитие коммуникационных качеств, расширение кругозора, интерес к новым технологиям, активная жизненная позиция – это концепция Lifelong Learning.
Человек принимает решение о необходимости учиться, находит способы реализации и сам несёт ответственность за результаты.
Реализация концепции на уровне общества требует определённых мер от государства, как, например, признание любых форм обучения и повышение ценности обучения в любом возрасте.
Case-studiеs – учебные ситуации, разработанные на основе реального материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Формируется навык анализа и принятия управленческого решения, рассматриваются особенности коммуникационного взаимодействия.
Деловые игры – это создание модели деятельности организации, позволяющие разбирать конкретные ситуации, прогнозировать результаты принимаемы управленческих решений и проблемы их реализации. Предполагают подготовку игры, реализацию хода и оценку результатов.
Распространённый метод обучения в сфере коммуникаций, решения конфликтных ситуаций. Анализ итогов игры позволяет лучше понимать мотивы поведения действующих лиц и в реальных ситуациях избегать деструктивных конфликтных ситуаций.
Метод активно используется при проведении тренингов и семинаров по межличностному взаимодействию.
Поведенческое моделирование – новый метод обучения профессиональным коммуникациям. Опытный сотрудник после демонстрации модели поведения в той или иной ситуации предлагает обучаемому сотруднику повторить предложенную модель поведения. Активно используется на тренингах для управленческого персонала.
Обучение действием предполагает взаимодействие группы менеджеров по решению реальной ситуации, сложившейся в организации. На протяжении 3- 12 месяцев происходят организованные встречи участников группы, на которых каждый решает поставленную перед ним задачу. Этот метод наиболее эффективен в развитии навыка принятия управленческих решений, ответственности за предпринятые действия, позволяющий в результате решить определённые проблемы, существующие в организации.