Развитие и обучение персонала организации


Развитие и обучение персонала организации

Развитие персонала организации

Определение 1

Развитие персонала - это меры, предпринимаемые кадровой службой организации для повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Направления:

  • формирование профессионального и единого коллектива, заинтересованного в экономическом росте и развитии организации;
  • раскрытие личностного потенциала каждого работника для повышения качества организации труда;
  • повышение показателей эффективности использования человеческих ресурсов организации.

Этапы:

  1. Определение целей развития персонала организации;
  2. Оценка соответствия кадров потребностям организации;
  3. Профессиональное развитие персонала;
  4. Подбор и адаптация новых сотрудников;
  5. Планирование продвижения работников по должностям;
  6. Социальное развитие персонала.

Профессиональное развитие персонала осуществляется в двух основных формах: на рабочем месте (с использованием методов наставничества, делегирования полномочий, ротации кадров и др.) или в специальных учебных заведениях (при обучении используются метод лекционной подачи материала, решение кейсов, а также деловые игры).

К методам профессионального развития персонала относятся: обучение и повышение квалификации работников, а также профессиональная переподготовка кадров.

Социальное развитие персонала предполагает комплекс мер по созданию благоприятной обстановки в коллективе, повышению мотивации работников, формированию корпоративной культуры.

Обучение персонала: цели

Цели обучения персонала организации:

  1. Создание условий для овладения сотрудниками специальными знаниями и умениями, необходимыми для эффективного выполнения обязанностей;
  2. Поддержание профессионального уровня сотрудников в условиях динамично развивающейся информационной, технологической и правовой сфере;
  3. Обеспечение взаимозаменяемости сотрудников (на время отпуска, болезни, командировки, в случае увольнения);
  4. Продвижение по карьерной лестнице;
  5. Информирование о целях, технологиях и результатах деятельности организации;
  6. Мотивация сотрудников;
  7. Выполнение действующего законодательства РФ в отношении отдельных категорий работников.

Внутрифирменное обучение

Внутрифирменное обучение персонала — это особая система обучения персонала, ориентированная на персонал конкретного предприятия и строящаяся на решении специфических именно для данной организации проблем, проводимая как на территории предприятия, так и в корпоративных учебных центрах с привлечением как собственных, так и внешних преподавателей.

Внутрифирменное обучение актуально, когда организация активно растёт и развивается, увеличивая штат сотрудников, при этом уже имея разработанные и эффективные правила функционирования. Кроме того, активно используют внутрифирменное обучение организации, занимающие стабильное положение на рынке, как инструмент инвестирования в персонал (поддержка и развитие информационной, коммуникационной, правовой и технологической грамотности).

Система внутрифирменного обучения должна быть непрерывной и обеспечивать баланс интересов руководства организации и сотрудников. Как процесс внутрифирменное обучение персонала должно иметь этапы: планирование, организация, реализация и контроль.

Переподготовка (обучение вторым и смежным) профессиям и повышение квалификации

Профессиональная переподготовка – это вид обучения с целью приобретения сотрудником знаний и умений, необходимых для выполнения новых должностных обязательств. Профессиональная переподготовка может быть связана с модернизацией трудового процесса или сокращением должности, на которой пребывает сотрудник. Переподготовка кадров осуществляется профессиональных образовательных учреждениях, по окончании обучения выдаётся диплом с присвоением квалификации.

Замечание 1

Главное отличие переподготовки от второго высшего образования – отсутствие в программе обучения комплекса базовых дисциплин и сосредоточение на специальных.

Повышение квалификации– это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков мастерства по имеющимся профессиям.

Раз в 5лет каждый сотрудник должен проходить курсы повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации могут быть:

  • Краткосрочные –не менее 72 часов, по их окончании выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Оно направлено на изучение тематических вопросов области деятельности конкретной организации.
  • Семинары –от 72 до 100 часов, по их окончании выдаётся удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Направлены на рассмотрение актуальных вопросов в сфере деятельности организации;
  • Длительное повышение квалификации –от 100 до 500 часов, по их окончании свидетельство о длительном повышении квалификации. Осуществляется глубокое изучение проблем конкретного вида деятельности. Главная цель – получение глубоких знаний и навыков по новому направлению осуществляемой деятельности.

Lifelong Learning

Определение 2

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами.

Это новый взгляд на жизнь, давно распространённый в развитых странах и набирающий всё большее распространение в РФ.

Использование формальных и неформальных форм обучения, развитие коммуникационных качеств, расширение кругозора, интерес к новым технологиям, активная жизненная позиция – это концепция Lifelong Learning.

Человек принимает решение о необходимости учиться, находит способы реализации и сам несёт ответственность за результаты.

Реализация концепции на уровне общества требует определённых мер от государства, как, например, признание любых форм обучения и повышение ценности обучения в любом возрасте.

Методы повышение профессионального мастерства менеджеров

Case-studiеs – учебные ситуации, разработанные на основе реального материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. Формируется навык анализа и принятия управленческого решения, рассматриваются особенности коммуникационного взаимодействия.

Деловые игры – это создание модели деятельности организации, позволяющие разбирать конкретные ситуации, прогнозировать результаты принимаемы управленческих решений и проблемы их реализации. Предполагают подготовку игры, реализацию хода и оценку результатов.

Распространённый метод обучения в сфере коммуникаций, решения конфликтных ситуаций. Анализ итогов игры позволяет лучше понимать мотивы поведения действующих лиц и в реальных ситуациях избегать деструктивных конфликтных ситуаций.

Метод активно используется при проведении тренингов и семинаров по межличностному взаимодействию.

Поведенческое моделирование – новый метод обучения профессиональным коммуникациям. Опытный сотрудник после демонстрации модели поведения в той или иной ситуации предлагает обучаемому сотруднику повторить предложенную модель поведения. Активно используется на тренингах для управленческого персонала.

Обучение действием предполагает взаимодействие группы менеджеров по решению реальной ситуации, сложившейся в организации. На протяжении 3- 12 месяцев происходят организованные встречи участников группы, на которых каждый решает поставленную перед ним задачу. Этот метод наиболее эффективен в развитии навыка принятия управленческих решений, ответственности за предпринятые действия, позволяющий в результате решить определённые проблемы, существующие в организации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :